* * *
Екклесиаст изрек: «Всему свое время и всякой вещи под небом. Время рождаться и время умирать; время насаждать и время вырывать посаженное.
Время убивать и время врачевать: время разрушать и время строить;
Время плакать и время смеяться; время сетовать и время плясать;
Время разбрасывать камни и время собирать камни; время обнимать, и время уклоняться от объятий;
Время искать и время терять; время сберегать и время бросать;
Время раздирать и время сшивать; время молчать и время говорить;
Время любить и время ненавидеть; время войне и время миру».
К этим Библейским словам можно добавить:
Время ласкать поэта и время бичевать его.
Время запрещать его книги и время издавать их миллионными тиражами.
Время всенародно оплевывать его и время превозносить на высочайший пьедестал!
Сейчас Сергей Есенин превознесен до небес. Он еще не прозвенел медью, о чем мечтал незадолго до смерти, но и это время приближается.
Село Константиново — родина поэта — теперь Есенино. Самый обычный сельский домик с тремя окнами по фасаду и с двумя с левой стороны — превращен в музей имени Сергея Есенина.
Я был в этом домике при жизни матери поэта, Татьяны Федоровны. Мы сидели за столом, и она угощала меня лепешками на сметане, которые любил ее сын. Сметаной ее снабжал дальний родственник, заведующий молочно-товарной фермой колхоза. Когда к матери наведывались гости, родственник всегда приносил котелок сметаны.
Почти четверть домика занимает русская печь.
— Любил погреться на печке Сергей, — поведала мне мать, — особенно в непогоду, когда в трубе гудело и завывало. — Слышишь, мама, — спрашивал он, — басом поет дьякон, а плаксиво гугнит псаломщик.
В музее по стенам развешены портреты, картины, под стеклом автографы. Сохранено все: кровать, стол, табуретки. Печь побелена и разрисована. Даже ветхая баня с каменкой и полком реставрирована.
— Здесь Есенин написал «Анну Снегину», — сообщают экскурсоводы многочисленным туристам.
По Оке курсирует красивый белый пароход «Сергей Есенин». Церковь, когда-то превращенная в склад сельско-хозяйственных орудий, теперь восстановлена в том виде, в каком была в пору отрочества Сергея. В ней происходят службы, с ее колокольни разносится звон по окрестным лугам.
К пятидесятилетию со дня смерти поэта была выпущена цветная почтовая марка.
Почти каждого мальчика, появляющегося на свет в селе Есенино, называют Сергеем.
Идя навстречу пожеланиям масс государственное издательство напечатало пятитомник Сергея Есенина полумиллионным тиражом. Через две недели в книжных магазинах не осталось ни одного экземпляра. Пришлось срочно выпустить следующее издание — снова в количестве пятисот тысяч.
Когда-то Есенин писал:
«Ой, ты Русь моя, родина кроткая,
Лишь к тебе я любовь берегу».
Современная, колхозная Русь, отвечает взаимной любовью поэту, его имя на устах миллионов, его стихи, ставшие песнями, звучат от Белого моря до Черного и от Петербурга до Владивостока.