авторів

1641
 

події

229490
Реєстрація Забули пароль?
Мемуарист » Авторы » Arnold_Zisserman » Двадцать пять лет на Кавказе - 111

Двадцать пять лет на Кавказе - 111

01.11.1848
Тифлис (Тбилиси), Грузия, Грузия

Я поспешил на квартиру, поделиться приятным известием со своим Давыдом, не покинувшим меня при отъезде из Тионет, и с нетерпением стал ожидать другого дня.

Борис Гаврилович Чиляев, командир Тифлисского егерского полка, недавно произведенный в генерал-майоры, прибыл в Тифлис, ожидая возвращения главнокомандующего и окончательного назначения начальником всей Лезгинской линии на место генерала Шварца, переведенного в Георгиевск командующим Девятнадцатой пехотной дивизией. Генералу Чиляеву я был отчасти знаком по посещению его в Царских Колодцах при проезде в Закаталы, о чем я уже рассказывал. Он был прекрасный, честный человек, оставивший по себе в Тифлисе, где он одно время был полицеймейстером, самую лучшую память.

Часов в одиннадцать другого дня я явился к нему, застав у него Михаила Егоровича Чиляева, его племянника, тогда молодого чиновника, недавно окончившего училище правоведения, состоявшего при наместнике по особым поручениям и несколько раз видевшего меня за обедами и на вечерах у князя (впоследствии тайный советник, начальник Кавказского таможенного округа, недавно скончавшийся). После обычной фразы: "Честь имею представиться вашему превосходительству, губернский секретарь З." Борис Гаврилович очень любезно вспомнил о моем посещении его в Царских Колодцах, прибавив, что слышал о моем путешествии с В., и спросил, чем может мне служить. Я объяснил, что являюсь по предложению князя Захария Эристова и с просьбой дать мне назначение в Белоканском округе. "Я пока еще не официальный начальник линии и потому назначений сам делать не могу, но с удовольствием доложу князю Василию Осиповичу Бебутову (тогда начальнику всего гражданского за Кавказом управления) и буду просить, чтобы вас назначили приставом в Элисуйское владение, где, как мне известно, теперь вакансия. Там разбои и всякие беспорядки так усилились, что требуются самые энергичные меры. Если вы думаете, что можете взять на себя эту обязанность, сопряженную отчасти с опасностями, то подайте мне докладную записку, я представлю начальству". Я поблагодарил за лестное предложение, обещал употребить все возможное, чтобы оправдать назначение, и прибавил, что от опасностей не бегаю. Михаил Егорович что-то замолвил при этом случае в мою пользу, и затем я откланялся, поспешил к князю Эристову, чтобы передать ему результат представления моего Чиляеву. Он был очень доволен, что начатое им дело сладится, много говорил о своих предположениях по управлению округов, давал мне различные наставления, уже даже в форме приказаний и прочее.

 

На следующий день представил я генералу Чиляеву докладную записку и стал ожидать своего назначения.

Так вот куда судьба меня бросала -- с крайнего левого, на крайний правый фланг Лезгинской линии; из относительно мирного, мало обращавшего на себя внимание властей угла в край, взволнованный изменой Даниель-бека и в течение четырех лет обратившийся в новый театр военных действий. Совершавшиеся здесь происшествия тем более обращали на себя внимание, что происходили в ближайшем соседстве с Грузией -- с одной и с мусульманскими провинциями Шемахинской губернии -- с другой стороны; да и были они большей частью нешуточные. Так, в 1847 году бежавший султан со значительной партией горцев напал на Ках, местопребывание элисуйского пристава, захватил бывшего в этой должности чиновника Мелешко со всем его штатом и тут же казнил его; все разграбил, собрал с жителей большую контрибуцию и безнаказанно отступил в горы. Очевидно, что мне предстояли немалые опасности, но я тогда о них меньше всего думал, или даже напротив, в предвидении их еще более был доволен предстоявшим назначением: воображение рисовало мне тревоги, стрельбу, резню, удовлетворение обуявших меня воинственных инстинктов -- одним словом, ту дикую, чисто кавказскую поэзию, которая до шестидесятых годов составляла какую-то манию для большинства молодежи, попадавшей туда на службу. Воспевали эту поэзию и Марлинский, и Лермонтов, и граф Л. Толстой, представивший замечательно верные типы этого направления в своих талантливых рассказах (см. "Набег", "Рубка леса").

Дата публікації 13.05.2025 в 12:56

Присоединяйтесь к нам в соцсетях
anticopiright Свободное копирование
Любое использование материалов данного сайта приветствуется. Наши источники - общедоступные ресурсы, а также семейные архивы авторов. Мы считаем, что эти сведения должны быть свободными для чтения и распространения без ограничений. Это честная история от очевидцев, которую надо знать, сохранять и передавать следующим поколениям.
© 2011-2025, Memuarist.com
Юридична інформація
Умови розміщення реклами
Ми в соцмережах: