авторів

1572
 

події

220511
Реєстрація Забули пароль?
Мемуарист » Авторы » Pavel_Buryshkin » Москва купеческая - 42

Москва купеческая - 42

27.02.1917
Москва, Московская, Россия

Семья Абрикосовых в представлении жите­лей Москвы была связана с конфетным производст­вом. Абрикосовские конфеты, особенно Абрикосовская пастила, яблочная и рябиновая, пользовались за- служенной славой. Но заслуги этой семьи перед родным городом и родной землей шли гораздо дальше. Эта семья, как и другие московские купеческие семьи, дала немало представителей, получивших почетную известность на разных поприщах и даже в разных странах.

Абрикосовы происходят из крестьян села Троиц­кого Чембарского уезда Пензенской губернии, кото­рое принадлежало Анне Петровне Балашевой. Фами­лию свою они получили в 1814 году.

Родоначальником был Алексей Иванович Абрико­сов, организовавший конфетные фабрики в Москве и Симферополе. Паевое Товарищество А. И. Абрикосо­ва Сыновей было создано в 1880 году. В начале те­кущего столетия фирма переживала финансовые за­труднения. На первое место в Москве вышли фабрики Эйнем и Сиу.

Абрикосовская семья была очень велика и, как это бывало обычно в больших купеческих семьях Москвы, многие члены семьи второго или третьего по­коления ушли или в науку, или в либеральные профес­сии.

Алексей Иванович был известный доктор и, в част­ности, врач Городского родильного дома имени А. А. Абрикосовой.

Борис Иванович был присяжный поверенный.

Дмитрий Иванович — дипломат. Я помню его Сек­ретарем посольства в Токио, в 1920 году.

С семьей Абрикосовых связано имя одного из крупнейших государственных деятелей Западной Ев­ропы, именно К. П. Крамаржа, известного чешского политика. Его жена, Надежда Николаевна, в первом браке была Абрикосова. Вот как рассказывает об этом браке Немирович-Данченко в своих воспоминаниях «Из прошлого»:

«Пришел к нам и Крамарж, представитель национального объединения чехов; даже нароч­но приехал для этого из Вены... В антракте он ходил на сцену, к актерам, к Станиславскому, при­ветливый, улыбающийся...

Он был с женой. Я встретился с ним однаж­ды давно в Москве, у нее же в салоне, когда она еще была Абрикосова. Она была урожденная Хлудова, из рода крупнейших миллионеров Хлу­довых, замужем за фабрикантом Абрикосовым. Как она сама, так и ее муж, принадлежали к той категории московских купцов, которые тянулись к наукам, искусству и политике, отправлялись учиться заграницу, в Лондон, говорили по-фран­цузски и по-английски. От диких кутежей их от­цов и дедов, с разбиванием зеркал в ресторанах, не осталось и следа.

Абрикосов, кондитерский фабрикант, участ­вовал в создании журнала философии и психо­логии, а у его красивой жены был свой салон. Здесь можно было встретить избранных писате­лей, артистов, ученых. В ее полуосвещенной го­стиной раздавался смех Влад. Соловьева, тогдаш­него кумира философских кружков, — смех за­мечательный какой-то особой стеклянностью, и который мне казался всегда искусственным; в углу дивана можно было видеть этого характер­ного красавца с длинными волосами и длинной бородой, — сколько русских актеров пользова­лись его фотографией, когда им надо было иг­рать обаятельного ученого.

И вот однажды в этом салоне появился блестящий молодой политический деятель из Праги.

... В моей памяти никогда не удерживались подробности романтических историй, о которых шумели в Москве. Поэтому не могу удовлетво­рить любопытных читательниц рассказом о том, как брат-славянин увлек красивую хозяйку мо­сковского салона, как она вышла за него замуж и как променяла Москву на «Златую Прагу»...

 

Надежда Николаевна несомненно сыграла боль­шую роль в «русофильстве» своего мужа. Чехи даже считали, что для него Россия стала второй родиной. Крамарж часто приезжал в Россию и обычно лето про­водил в Крыму.

Семья Абрикосовых имеет еще одну особенность: это, насколько я знаю, чуть ли не единственная мо­сковская купеческая семья, некоторые представители которой ушли в католичество. Об этом даже в Моск­ве было сравнительно мало известно, почему я и при­вожу одно из недавно появившихся сообщений из кни­ги К. Н. Николаева «Восточный обряд»:

«В Москве организатором русского католи­чества являлась Анна Абрикосова, из известного богатого купеческого дома. После окончания гимназии в Москве она училась в Оксфордском университете и в Англии перешла в католичест­во. Замуж вышла она за своего дальнего родст­венника, Владимира Абрикосова, который затем тоже перешел в католичество. Анна Абрикосова была женщиной образованной, знала иностран­ные языки, имела интерес к богословским пред­метам, была женщиной властной и в то же время экзальтированной.

Богатый и открытый дом Абрикосовых стал местом католической пропаганды в сердце пра­вославной Москвы. Бывало много православно­го народа из кругов высшего московского об­щества, бывали и люди бедные, студенты, кур­систки. Повидимому, многие даже толком не зна­ли, какую пропаганду ведет Абрикосова.

Абрикосова часто ездила заграницу и дваж­ды была принята Пием X, который, вероятно, с любопытством смотрел на эту представительни­цу богатой православной Московии, — третьего Рима. Заграницей она вступила в третий орден Св. Доминика, и Анна стала Екатериной, отдав себя под покровительство Екатерины Сиенской.

Жизнь Абрикосовой в Москве изменилась. Свой дом она обратила в подобие монастыря. Со­бралось несколько молодых русских девушек, — до десяти. Абрикосова и монахини принадлежали к латинскому обряду, к приходу католической церкви Петра и Павла. Так продолжалось до 1917 года.

После революции католический Митрополит Шептицкий положил начало правильной органи­зации католиков восточного обряда и посвятил Владимира Абрикосова. Екатерина тоже перешла в восточный обряд. Екатерина отдала всю себя монашеской деятельности и пользовалась общим уважением.»

 

В 1922 году, Владимир Абрикосов был выслан за­границу. Католический монастырь в Москве существо­вал до 1923 года. Екатерина была арестована, сосла­на сначала в Тобольск, потом переведена в Ярослав­скую тюрьму, где заболела раком. Она проявила боль­шое смирение; в тюрьме и ссылке оказывала возмож­ную помощь окружающим. Умерла она в Москве в 1936 году, пятидесяти лет от роду.

 

О. Владимир Абрикосов указывается, как свидетельствующий о переходе Владимира Соловьева в ка­толичество. Этот вопрос, в свое время, очень интере­совал всех, знавших Соловьева. Интересовался им и о. Владимир, собравший ряд данных, которые как бы разрешают эту загадку в положительном смысле.

Дата публікації 11.02.2024 в 20:53

Присоединяйтесь к нам в соцсетях
anticopiright Свободное копирование
Любое использование материалов данного сайта приветствуется. Наши источники - общедоступные ресурсы, а также семейные архивы авторов. Мы считаем, что эти сведения должны быть свободными для чтения и распространения без ограничений. Это честная история от очевидцев, которую надо знать, сохранять и передавать следующим поколениям.
© 2011-2025, Memuarist.com
Юридична інформація
Умови розміщення реклами
Ми в соцмережах: