В Ашкелоне, рядом с домом, в котором я живу на съёмной квартире, по инициативе выходцев из бывшего СССР (в основном, деятельность Л. Финкеля в городском совете города в 1998 - 2000гг) существует площадь им. Михоэлса, и после долгой проволочки здесь появился очень скромный памятный знак, где есть русский текст: "Соломону Михоэлсу, еврейскому актёру и режиссёру, главе Еврейского Антифашистского Комитета СССР, убитому 13 января 1948года, Вениамину Зускину, еврейскому актёру, расстрелянному 12 августа 1952года, Московскому Еврейскому Театру, закрытому 16 ноября 1949 года. Да будет благословенна их память!"
12 августа 2007года здесь была траурная церемония - в этот день в 1952году в тюрьме КГБ на Лубянской площади Москвы были расстреляны деятели еврейской культуры: Соломон Лозовский, Исаак Фефер, Давид Бергельсон, Иосиф Юзефович, Борис Шимелиович, Перец Маркиш, Вениамин Зускин, Лейб Квитко, Давид Гофштейн, Эмилия Теуни, Илья Ватенберг, Леон Тольми, Чайка Ватенберг-Островская.
В Ашкелоне не так уж и много русских интеллигентов, знакомых с этими именами. Читал стихи П.Маркиша на идиш и русском языках М.Лейванд, к сожалению, не было нужной информации в городе об этой траурной церемонии, а ещё живы люди, знакомые с творчеством еврейских писателей, актёров, поэтов - последних в России носителей культуры идиш, что обидно. Официальный Израиль далёк не только от культуры на идиш... Были сольные вечера Финкеля, посвящённые М.Ю. Лермонтову - "Тамбовская казначейша" с милой дамой Манон Жолковской, отмечалось и 190-летие рождения поэта. В его работе над "Театром одного актёра" он выступал и с композицией "Казанова" (по Стефану Цвейгу) при музыкальном сопровождении. Был вечер, посвящённый Илье Эренбургу.
Неоднократно приезжал к нам в Яд-ле-Баним наиболее талантливый актёр страны Павел Кравецкий. "Обкатывался" у нас его новый спектакль "Исповедь" (Жизнь и фантазии Сергея Параджанова). Художника и кинорежиссёра Параджанова играл П. Кравецкий. Мотив отчаяния Лили Брик, женщины роковой не только для Маяковского... её уход из жизни Сергея Параджанова, пожилой уже дамы, но сохранившей темперамент и имидж, сыграла актриса Елена Львова. На фоне израильского театра - это свежий и талантливый спектакль. Был приезд П.Кравецкого с песнями на идиш. Пел много и с чувством. Зал его "разогрел". Конечно, пелись и русские песни и романсы — большой успех, была и театральная композиция П. Кравецкого и Алексеевой - "Последняя роль Михоэлса" — фрагменты из спектаклей ГОСЕТ "Блуждающие звёзды", "Король Лир", "Фрейлахс".
Приезжали к нам талантливые ведущие радиостанции РЭКа: Фредди бен Натан - исполнялись песни на его стихи, звучали афоризмы, лирика, мотивы конца жизни... немного идиш, а также искромётный Игорь Мушкатин со стихами Коржавина, Пушкина. В зале были посол и консул России. Посол — П.В. Стегний рассказал о службе Пушкина по ведомству иностранных дел (архивные материалы). Жаловали нас своим посещением и пением барды: Юлий Ким, Тимур Шаов, выступали наши одногодки Алла Иошпе и Стахан Рахимов, играли клейзмеры, звучали песенные композиции Златы Раздольной на стихи Цветаевой, Ахматовой, Пастернака. (Просил, и Злата исполнила "Реквием", написанный ею на стихи А.Ахматовой). Были писатели: Дина Рубина, после публикации своего "Синдиката" и Давид Малкин с романами "Король Давид", "Король Шломо".
Знакомились мы с исполнительским творчеством пианиста Бориса Коновалова (Новосибирская консерватория, аспирантура в Московской консерватории, педагог в Канаде). Виртуозное по технике, вдохновенное исполнение Моцарта, Мендельсона, Брамса, Листа, Шумана. В следующий приезд он играл Бетховена - сонаты "Патетическую", "Лунную", пианист Павел Поздышев (Швейцария) выступал с меццо-сопрано красивого тембра, певицей Людмилой Могильницкой, а лирические с чувством и мастерством песни (своего отца) звучали в исполнении Рут Левин, исполнялись песни на идиш Александрой Горелик, выступали элегантная Светлана Кундыш (меццо-сопрано) с оперными ариями и песнями на идиш, а так же ученица профессора Эллы Акритовой - Ирина Копылова, молодая певица, исполнившая народные песни Белоруссии, цикл малознакомых песен Окуджавы - это далеко не полный состав вокалистов на концертах абонемента.
Из серьёзных солистов-скрипачей следует упомянуть Марию Архангородскую (училище Гнессиных, Московская консерватория, аспирантура) и Михаила Пархомовского (в составе оркестра Большого театра Москвы, возглавлял ансамбль скрипачей, аккомпанировал Майе Плисецкой — концертное исполнение "Лебедя" Сен-Санса, певицам: Галине Вишневской, Ирине Архиповой, Елене Образцовой.)
Были и чисто просветительские программы. Так, Михаил Пархомовский вдохновенно рассказывал о скрипке, показал уникальные кадры кино, видео - выступлений плеяды еврейских скрипачей-гениев ХХвека: Давида Ойстраха, Леонида Когана, Айзика Стерна, Натана Мильштейна, Иегуды Менухина, Яши Хейфеца, Исаака Перельмана и сегодняшнего скрипача №1 страны — Максима Венгерова. Звучали "Муки любви" Крейслера, "Рапсодия на темы Паганини" Рахманинова, "Порги и Бесс" Гершвина.
Среди театрализованных концертов оставили воспоминания Мария Мушкатина и Алексей Макрецкий - "Мои друзья последнего призыва" (Шарабан-2). Встреча с профессиональным, талантливым театром с чисто русской закваской, но без "ходульности", выпендривания - вся наша жизнь: довоенные мелодии, трагедия евреев Европы, война, лихоимство и... святость. Ахматова и Бродский!
Была и "Встреча с Вертинским" в виде "сильно в годах" Рудольфа Альспектора, выглядел он элегантно, репертуар Вертинского знает, но его песенную прелесть не донёс... Моноспектакль Даниэля Пушканского по "Крысолову" Марины Цветаевой. Актёр пластичен, эмоционален, много интересных мизансцен. Правда, донести тонкости текста Цветаевой до незнакомого с ними зрителя - сложно. Пожилая еврейская публика в зале, не очень сдержанная в быту, здесь вела себя выдержано, достойно и аплодировала.