ЛИКИ БЫТА
"Россия выдумана для того, чтобы уведомить
человечество, как не годится жить".
П.Я. Чаадаев
"Евреи сохранили сильнее всех народов
свою древнюю групповую душу. Она... сейчас созывает
своих детей со всех концов мира на свою древнюю родину -
в Сион".
Профессор В.Л. Теуш
"Слово было вначале,
А потом слова одни...
Утоли моя печали
И со Словом породни"
Лариса Миллер
Поступив на работу во Всесоюзный институт строительных материалов ВНИИСтром с целью получения жилья в 1960г. по договорённости на короткое время, я всё же проработал в нём 36 лет и прожил в институтском посёлке Красково до отъезда в Израиль в 1998году. Жизнь в среде сослуживцев вдали от суеты города, при возможности доехать до центра Москвы намного быстрей, чем с любой её новостройки-окраины, была достаточно комфортна, без неизбежных стрессовых ситуаций мегаполиса. В Красково, рядом с домом - озеро с чистой водой, большой массив леса. В периоды дефицита в магазинах, в институте была хорошо организованная поставка продовольственных товаров в виде заказов из центральных гастрономов Москвы.
Я не претендовал на административную карьеру, и должность ведущего научного сотрудника меня вполне устраивала, давала возможность вести исследовательскую работу без диктата со стороны, вполне приличный оклад кандидата наук и регулярные премии за эффективность работ в промышленности, позволяли жить безбедно, хотя и без излишеств (в то время не модных).
Были, конечно, бытовые нервотрёпки, ограничения на командировки в зарубежные страны, даже при вызовах на моё имя, но государственные и свои антисемиты, штатные стукачи и недоброжелатели не могли существенно расстроить мою деятельность в институте. На предприятиях в различных отраслях промышленности со временем у меня сложилась неплохая репутация, как на заводах стройматериалов, так и в системах Минсредмаша, Минхимпрома, Минэнерго, в фирмах Германии, нефтегазовых концернах севера России, в металлургии.
Помимо технической помощи в реконструкции многочисленных печей на заводах различных отраслей, мы разрабатывали новые конструкции вихревых, циклонных топок и высокотемпературных рекуператоров со спиральной конфигурацией рабочих каналов, неизвестных в промышленности ни в СССР, ни за рубежом.
Поисковый характер работ, да и отличные их результаты, заполняли жизнь, делали её осмысленной, приносящей удовлетворение. Был коллектив единомышленников и даже когда случилась беда - вырвало гляделку топки и в лицо мне ударила струя газа с температурой 1500 градусов С, получил ожог, потерял часть зрения (спас сварочный щиток) - меня отвлекли от боли, не давали скиснуть! От двух стендовых установок мы перешли к ещё двум заводского масштаба, к печам с вихревыми топками и со спиральным рекуператором.
Была и лирика, и встреча нового года в снежном лесу на лыжах, праздники в домашних условиях (на Тверской, за зданием Моссовета). Правда, уже в 70-х годах ситуация изменилась, общий застой коснулся и нас. Относительное безделье вынудило меня заняться написанием диссертационной работы по результатам исследований, выполненных на установках, созданных на опытном заводе института. Осваивалась и исследовалась новая технология обжига целого ряда мелкозернистых материалов: известняков, глинозёмов, шамотов, перлитовых пород. Были получены продукты обжига с новыми свойствами, высокого качества.