авторів

1566
 

події

218351
Реєстрація Забули пароль?
Мемуарист » Авторы » Jury_Bretshtein » Работа в тематических партиях ПГЭ - 4

Работа в тематических партиях ПГЭ - 4

01.03.1961
Кавалерово, Приморский край, Россия

 В 1961 г. в Приморской геофизической экспедиции была организована ещё одна «тематическая» - прогнозно-металлогеническая - партия. Ей была поставлена задача проанализировать и обобщить все имеющиеся в экспедиции геолого-геофизические материалы по Кавалеровскому рудному району и дать прогноз на перспективные для дальнейшей разведки площади, примыкающие к уже эксплуатируемым и разведываемым объектам - для расширения перспектив рудников Хрустальненского горно-обогатительного комбината. Возглавил «тему» гл. геолог экспедиции Игнат Иосифович Антушевич.

 

 К работе (кроме технического персонала – чертёжников и техников-геологов, используемых для первичной обработки материалов и их оформления) в качестве основных исполнителей были привлечены: я (назначенный начальником партии и ответственным – кроме общей организации работ – за создание генеральной прогнозно-металлогенической карты района (4 топопланшета масштаба 1:50 000), Пётр Алексеевич Куршев – для обобщения и синтеза данных по металлометрической съёмке площади, геологи Анатолий Иванович Тимошин, его супруга Эмма Викторовна, молодой специалист Виктор Иванович Косенко и петрограф Слава Гуревич, которые, в частности, занимались составлением и обобщённой геологической основы для всех топопланшетов.

 Двое последних с А. И. Тимошиным – дополнительно изучали магматические комплексы района. Последний – также до- и пострудные дайки рудных полей отдельных месторождений. Я – кроме составления ответственной металлогенической прогнозной карты – изучал (непосредственно в подземных горных выработках) вопросы корреляции отдельных рудных жильных тел (их минералогический состав и пространственно-временные взаимоотношения с дайками).

 

 Дайки – это застывшие крутопадающие и секущие вмещающие осадочные породы протяженные магматические тела, сопровождающие рудные жилы (внедрявшиеся и часто заполнявшие одни и те же полости... Образуются путем заполнения трещин расплавленной магмой, которая, затвердевая, принимает «пластинообразную» форму. На рудных полях месторождений размеры даек обычно колеблются в очень широких пределах - от нескольких сантиметров до первых метров в ширину и от десятков до сотен метров – вплоть до первых километров и более в длину... На глубину они «простираются» вплоть до так называемых глубинных магматических очагов... Различаются «дорудные» и «послерудные» дайки: первые секутся жильными рудными телами (значит, последние - более поздние по времени кристаллизации из рудных расплавов), вторые - наоборот – сами пересекают рудные жилы (значит они – послерудные, их магматический расплав внедрился в трещины после того как закристаллизовалась рудная жила уже «сформировалась)... А пространственные взаимоотношения рудных тел и даек важно точно устанавливать и знать для прослеживания и корреляции отдельных промышленных кварцево-касситеритовых жил и, в целом осуществления прогноза масштабов оруденения по площади и на глубину...

 

 Месторождения района к тому времени находились на разной стадии изученности. Например, старые месторождения – Лифудзинское и Хрустальное - эксплуатировались уже много лет и были разведаны десятками штреков на глубину - на разных флангах - от нескольких сотен метров до почти полутора километров, а другие изучены только с поверхности канавами или «подсечены» только редкими буровыми скважинами... Поэтому мне и, отчасти А. И. Тимошину, приходилось заниматься как поверхностными канавными работами и бульдозерными расчистками для вскрытия рудных тел, так и их корреляцией на новых штольневых горизонтах - на флангах новых разведываемых месторождений... В их число вошли, прежде всего, Арсеньевское, а также Силинское и Левицкое месторождения.

 

 Одной из важнейших проблем теории рудообразования был вопрос об источнике оловянной минерализации, её связи с гранитами и/или дайковыми комплексами, что было весьма актуально для разведочной практики и прогноза оруденения на глубину. Эта проблема решалась на примере наиболее хорошо разведанного Лифудзинского и, отчасти, Хрустальненского месторождений. К тому времени эти месторождения «плотно» изучались на верхних эксплуатируемых горизонтах сотрудниками Московского Института геологии и минералогии (ИГЕМ’а) И. Кигаем, В. Дубровским и Т. Забариной (ДВГИ) – под руководством чл. – корреспондента АН СССР Е. А. Радкевич.

 

 Но, несмотря на привлечение больших «геологических сил», многие из этих вопросов продолжали оставаться дискуссионными. Их, в какой-то степени, можно было решить, изучая характер околорудного метасоматоза (см. Википедию) и самого жильного рудоотложения – выполнения трещин различными ассоциациями минералов (от высокотемпературных кварц-касситеритовых до более низкотемпературных – сульфидов железа, флюорита и карбонатов. Тем самым можно было приблизиться к оценке характера «рудного эрозионного среза» и перспектив продолжения промышленных рудных тел на глубину. Т. е. – исходя из представления о том, что, если в рудных жилах на верхних горизонтах вскрыты ещё только низкотемпературные ассоциации минералов, образующие обрамляющий «непродуктивный чехол», то глубже можно ожидать богатое высокотемпературное оловянное оруденение. Хотя, вследствие особенностей неоднократного «пульсационного» характера рудоотложения, могли наблюдаться и зональные «перекрытия» богатых и бедных руд, Т. е. картина проявления рудной минерализации могла быть самой неоднозначной, требующей детального и внимательнейшего изучения и «прослеживания» каждого рудного тела на различных горизонтах – как на глубину (по падению рудных тел), так и по их простиранию - вдоль их «протяжённости» в пределах всей площади месторождения...

 

 В этой связи к середине 60-х годов возникли некоторые, несколько «ревнивые», взаимоотношения между приезжавшими ежегодно на полевой сезон московскими «гастролёрами» из ИГЕМ’а и местными рудничными геологами - «производственниками». И хотя часто вместе «ходили в гору» (как на горняцком жаргоне именуют работу «под землёй» на подземных горизонтах рудников), не говоря уже о совместных «посиделках» за чашкой чая (и/или чего покрепче), «творческие противоречия», касающиеся оценки рекомендаций приезжих, по сути отражали растущую самостоятельность местных геологов, желавших, чтобы с их мнением тоже считались...

Дата публікації 12.06.2023 в 17:02

Присоединяйтесь к нам в соцсетях
anticopiright Свободное копирование
Любое использование материалов данного сайта приветствуется. Наши источники - общедоступные ресурсы, а также семейные архивы авторов. Мы считаем, что эти сведения должны быть свободными для чтения и распространения без ограничений. Это честная история от очевидцев, которую надо знать, сохранять и передавать следующим поколениям.
© 2011-2025, Memuarist.com
Юридична інформація
Умови розміщення реклами
Ми в соцмережах: