Большое лирическое отступление на тему Первая поездка за границу
Болгария, 1978 г. Пловдив - София.
Фото: София. 1985 год
Это была, кстати, моя первая забугорная поездка в 1978 году. Была там в Пловдиве выставка товаров, облегчающих труд женщин в домашнем хозяйстве, и при ней конференция, где я должен был выступить. Меня домашние озадачили: купи дубленку или хорошую кожаную куртку, 500 руб. должно хватить. Ну, прошелся я по магазинам. Ничего подходящего за эти деньги в продаже не было. Вхожу в лифт отеля, там наши хозяева из соответствующего института. Видят у меня пакет с какими-то покупками. Вежливо спрашивают, как их магазины. Я же по-пролетарски: НИЧЕГО НЕТ! Они опять же очень вежливо: Евгений, Вы хотели сказать, что не нашли то, что хотели? Тут мне стало стыдно, поскольку их НИЧЕГО НЕТ по сравнению с нашим ШИРОКИМ ВЫБОРОМ выглядело намного предпочтительней.
У меня там случилось. аж, два романа сразу.. Первый - с переводчицей, моей тезкой - ее звали Женни, второй - с барышней из ТПП, которая также участвовала в работе выставки. Поскольку я занимал отдельный номер, а гостиничных строгостей по-советски там не наблюдалось, Женни после недолгого колебания осталась у меня. Огромная кровать стимулировала к различным любовным утехам. – Откуда знаешь? – всё время вопрошала она, видимо, наивно полагая, что «в СССР секса нет» (эта крылатая фраза появилась значително позже во время одного из телемостов, которые вели Познер и Джениннгс). В итоге она от меня была в полном отпаде, но потом слегка подставила. Не успел я вернуться в Москву, как меня вызвали в приемную директора. - Был звонок из Софии, звонила переводчица, ты там оставил какие-то документы, - испуганным шепотом сообщила мне секретарша. Хорошо, что у меня не было никаких секреток. Ведь не объяснишь же, что Женни просто хотела услышать мой голос и не придумала более подходящего повода. Потом мы пару раз обменялись открытками, и на этом наши отношения прекратились.
С барышней из ТПП роман продолжался несколько месяцев после бурно проведенных суток в Софии. Так уж получилось, что мы одновременно закончили свои программы и покинули Пловдив. Остальные делегаты задержались на выставке. В Москве мы часто встречались, все больше ходили по барам. Я был ее первым мужчиной, но был женат, и потому она не видела во мне перспективы. Мы расстались как-то легко (я во всяком случае). Может это от того, что появилась Лена и все бывшие и настоящие подруги потерялись на ее фоне.
Первая моя заграничная поездка в Болгарию была памятной не только любовными приключениями, но и удачным вступлением на научном семинаре. После него ко мне подходили некоторые участники с выражением одобрения. Власта Штепова из ЧССР (в последствии Министр торговли Чехии и депутат Европарламента) даже высказалась крайне лестно для меня: - Евгений, Ваш доклад был единственным прямо связанным с проблемами потребления, которыми должны заниматься министерства торговли наших стран. У остальных более затрагивались технологические аспекты товаров, облегчающих труд женщин в домашнем хозяйстве, а не их потребление. Я ей ответил достаточно лестным комплиментом. С этого момента мы, можно сказать, подружились. Иногда переписывались, обменивались результатами исследований. Когда начался руководимый мной проект по многостороннему сотрудничеству, наши встречи стали регулярными.