авторів

1427
 

події

194041
Реєстрація Забули пароль?
Мемуарист » Авторы » Vladimir_Vrubel » Мои четыре жизни - 2

Мои четыре жизни - 2

01.09.1955
Ленинград (С.-Петербург), Ленинградская, Россия

Ч. 2 Жизнь номер 2. Училище

 

Зря я не послушал маму, которая отговаривала меня от поступления в военное училище. Мне хотелось быть ихтиологом, перечитал массу книг об обитателях моря, был постоянным посетителем севастопольского городского аквариума, читал в школе даже серьёзные работы профессора Владимира Алексеевича Водяницкого и его жены Нины Васильевны.

 

Эти работы для служебного пользования приносил отец. Он интересовался ими по служебной необходимости, потому что в них речь шла о том, как решать проблему обрастания водорослями и морскими организмами подводной части боевых кораблей. Обрастание влияло на скорость корабля, увеличивалось  сопротивление, скорость корабля падала.

 

Во времена парусного флота такую проблему решали, обшивая подводную часть медными листами.

 

Уговорил меня поступать в училище друг отца, его однокашник, который после окончания военно-морской академии в Ленинграде служил старшим военпредом на судостроительном заводе.

 

Он рассказал мне, какая это интересная работа, и о том, что после войны в Военно-Морском флоте создали секретное высшее военно-морское училище инженеров оружия, в котором готовят специалистов для такой работы.

 

Его рассказ, а, что было гораздо важнее, то, что одна моя одноклассница собралась учиться в Ленинграде, побудили меня отправиться поступать в это училище. Отец не вмешивался, сказал маме, что сын взрослый, пусть сам решает.

 

А дальше всё пошло не так. Девочка в Ленинград не поехала, поступила в университет в другом городе, некоторое время мы переписывались, а потом «другая любовь за собой повела».

 

Морская романтика выветрилась после первого курса.

 

Как серебряный медалист, вместо четырёх экзаменов сдавал один, математику. Конкурс был большим. Кандидатов подбирали в военкоматах.

 

Так в 1955 году я стал курсантом секретного военно-морского училища. Но, поскольку секретность такого масштаба сохранять трудно, ограничились тем, что запретили называть действительное наименование училища, во всех бумагах и в переписке оно значилось как в/ч 99060.

 

В отличие от других военно-морских училищ, где у курсантов на ленточках бескозырок красовалось полное наименование училища, на наших бескозырках была надпись: «Высшее инж. училище ВМФ».

 

Ленточка у меня сохранилась, сберегла моя мама. Училище располагалось в здании, известном как «Дом Советов», на Московском проспекте, там, где сейчас фонтаны и большая скульптура Ленина, если её ещё не убрали.

 

Не хочу ударяться в ностальгические воспоминания курсантской юности, хотя всякого хватало. Кое-что есть у меня в «Случайных записках».

 

Не знаю, как на других факультетах, а на нашем, артиллерийском, готовили специалистов по трём направлениям: приборы управления стрельбой, материальная часть морских артиллерийских установок и боеприпасы к ним.

 

Предполагалось, что выпускники училища продолжат службу на полигонах, арсеналах, в научно-исследовательских институтах и в военных представительствах. Набор был небольшим, на моём курсе нас насчитывалось лишь сорок человек.

 

Наш курс был последним выпускным. В период хрущёвских реформ училище расформировали, все факультеты распределили по военно-морским училищам в разных городах, сделав эти училища инженерными, для чего в них увеличили срок обучения с четырёх до пяти лет.

 

Подготовка в нашем училище была на высоком уровне, прекрасные преподаватели, многие из которых работали по совместительству в Военно-механическом институте. Программы у нас были схожие, нам читали, помимо общеобразовательных дисциплин, огромный курс проектирования.

 

В подвалах находились хорошо оборудованные специальные лаборатории. Например, в наших лабораториях, где я занимался по специальности «материальная часть артиллерийских установок», были действующие корабельные артиллерийские универсальные и зенитные установки, части установки главного калибра крейсеров.

 

Мы проходили после первого и третьего курсов морскую практику, а после второго и четвёртого – заводскую, по моей специальности, в цехах завода, на котором я впоследствии был заместителем старшего военпреда.

 

После пятого курса мы писали диплом. В том году стажировку на арсеналах, полигонах, в военных представительствах и в НИИ для нас отменили по причине, о которой скажу позже.

 

Не раз вспоминал я мудрую маму, которая отговаривала меня поступать в военное училище, а я не послушал. То, что называется тяготами военной службы, переносил очень легко. Но пять лет в казарме, как её ни называй, радость невеликая.

 

Время обучения в училище для меня оказалось самым тяжёлым в жизни. Постоянная муштра, по пять нарядов в месяц, когда не спишь ночью, а утром идёшь на лекции, зимой бесконечные карантины от гриппа, проводишь месяцы в пыльных помещениях, видя одни те же физиономии.

 

Правда, по выходным у нас в училище были танцы, показывали кинофильмы патриотического содержания и бывали концерты.

 

Но мне хотелось «на волю», однако я сам выбрал свой жребий, приходилось его тянуть, хотя и без большого энтузиазма.

 

Дата публікації 24.12.2022 в 20:38

Присоединяйтесь к нам в соцсетях
anticopiright
. - , . , . , , .
© 2011-2024, Memuarist.com
Юридична інформація
Умови розміщення реклами
Ми в соцмережах: