Вернувшись после этой очаровательной экскурсии в Ладисполи, я ежедневно слушал по привезенному с собой приемничку «Свободу», «Голос Америки», «Немецкую волну».
Однажды радиостанция «Свобода» рассказала о том, какой антисемитский шабаш предприняли черносотенные «интеллектуалы»-писатели на пленуме Союза писателей РСФСР, как они буквально с пеной у рта смешивали с грязью евреев, обвиняли их во всех смертных грехах, утверждали, что лишь они виноваты во всех бедах, выпавших на долю России, требовали изгнать из писательского Союза всех евреев, даже призывали к погрому.
В тот же день мы слышали на площади у фонтана, как некоторые евреи-иммигранты грызли себя за то, что покинули Советский Союз, жалели, что оставили там приличные квартиры, дачи, работу…
В Ладисполи – этом средоточии еврейской иммиграции, наши соотечественники, к сожалению, вызывали отрицательные эмоции у окружающих (не только у итальянцев, но и у русских) достаточно часто… Основная деятельность русских иммигрантов в Ладисполи протекала на площади у фонтана. Здесь всегда шумел жизненный пир: люди с аппетитом ели и пили, играли в карты, судачили, рассказывали новости и байки. Глядя на эту толпу, мы с ужасом думали, что с этими людьми мы должны будем жить и общаться в Америке…
Наступил день, когда требовалось посетить Римский ХИАС, чтобы оформить бумаги, касающиеся переезда в Америку. Мы сели в электричку и отправились в Рим. Нашей ведущей оказалась молодая женщина – Нина Оболенская, потомок князя Евгения Петровича Оболенского, - поручика и декабриста. Она обрадовалась, когда мы показали ей документы и материалы, подтверждающие нашу причастность к клубам, членами которых были известные политики, деятели науки и культуры. Прочитав программу и став «Клуба содружества наук», она воскликнула:
- Наконец-то я вижу политических беженцев из Советского Союза! Я просто устала от сказок, которые придумывают иммигранты, чтобы попасть в США!.. После продолжительного с нами разговора и заполнения необходимых форм, она пригласила нас в следующее воскресенье к себе домой, в гости.
В условленный день мы посетили Оболенских. Жили они в центре Рима, по улице Виа Наполеоне 111. Занимали комнату на первом этаже в старом трехэтажном доме. Муж Нины – Станислав, поляк, юрист по образованию – служил в папской гвардии. На наш вопрос, признают ли они существование бога, они ответили: - Мы верующие, но не религиозные. Религии превратились в средство добывания денег или в предмет культа – слепого поклонения догматам…
Когда мы уезжали из Рима, они пошли провожать нас на вокзал и подарили на память оригинальный сувенир – маленькое беломраморное изваяние Колизея…