Глава 22. ЗА КОЛЮЧЕЙ ПРОВОЛОКОЙ
Поезд «Вена-Рим» неожиданно остановился в степи. Мы снова увидели автоматчиков, стоявших с обеих сторон вдоль поезда. Мы – уже в Италии! Кто-то объявляет:
- Выходите! Поезд стоит 10 минут!
Что творилось при выгрузке – передать трудно. Выносить вещи через дверь уже не было времени. Те же молодые парни ловко передавали свои чемоданы и сумки приятелям, выскользнувшим наружу. Последние баулы выбросили на землю, когда поезд уже тронулся с места.
Один парень, выгружавший свои вещи, закричал стоявшей у окна и жалобно смотревшей на него старухе:
- Отойдите и не мешайте! В последнюю минуту нам удалось вынести свой немудреный багаж.
Вот так, в степи, в окружении итальянских автоматчиков, мы прождали под раскаленным солнцем до полудня, пока появился, наконец, представитель римского отделения «Джоинта» и распорядился идти на посадку.
Ручную кладь он разрешил брать с собой в автобусы, а крупные вещи – погрузить в багажники автобусов и грузовики. Снова погрузка своих вещей, рассаживание людей…
Мы едем автобусом. Мимо нас проплывает кусочек Италии: похожие друг на друга городки, деревни, виноградные и цитрусовые плантации, пальмы и кипарисы, экзотические деревья и кустарники, лавки, бензоколонки.
Едем уже три часа, а конца пути все еще не видно, автобусы петляют по пыльным дорогам явно для того, чтобы запутать маршрут движения. Видимо, это делалось из-за опасности диверсии.
Наконец, автобусы останавливаются у какого-то лагеря за колючей проволокой, состоящего из множества отдельно стоящих жилых вагончиков. Снова тянется время. Дети просят пить. Никто из встречающих не появляется…
Одна из женщин не выдерживает, и решается войти в дверь небольшого служебного помещения, напоминающего проходную. Выходит и объявляет:
- Кастель Фузано! Детей впускают напиться. Через полчаса появился человек, объявивший:
- Входите!
Никто не знает куда идти, что делать с вещами, оставшимися в автобусах и грузовиках.
Постепенно вся наша огромная толпа втягивается на территорию за колючей проволокой, таща за собой все свое «добро».
Всех собирают на небольшой площади возлк заброшенного костела. Человек, появившийся неизвестно откуда, начинает читать список всех прибывших и вручает каждому ключ от отсека в жилом вагончике. Нам предстоит прожить здесь неделю. За это время мы должны найти себе жилье. Где? Где угодно, кроме Рима и Ладисполи. Там иммигрантам селиться запрещено.
Как и в предыдущие разы, молодые люди быстро нашли тележки для перевозки своих пожитков. Пожилые и немощные тащут их по песку в руках, разыскивая соответствующие номера вагончиков. Оказалось «Кастель Фузано» – название нашего лагпункта для перемещенных лиц и находится он в Остии. Наконец, мы в своем отсеке вагончика. Слава богу, есть электричество, умывальник, душ с холодной и горячей водой, газовая плита, двухъярусная деревянная кровать с чистым постельным бельем, стол и стул.
Нашим соседом по вагончику оказался тот самый парень, который кричал старухе при разгрузке вещей: «Отойдите и не мешайте!..». Его мать восторженно рассказывала о музыкальных успехах своего отпрыска в освоении виолончели. Хорошо, что после отбытия из «Костель Фузано» наши дороги разошлись.
Через полчаса после нашего размещения, в вагончики нагрянула целая армия находящихся в Италии иммигрантов-скупщиков из Союза. Запугав ни в чем еще не искушенных гостей, что за продажу привезенных вещей итальянская полиция арестовывает, как за контрабанду, они буквально за бесценок выудили почти все, привезенное для продажи. Мы отдали все наши ценности: фотоаппарат, морской бинокль и несколько хлопчатобумажных простыней.
Все эти дни в столовой нас кормили одними спагетти в томатном соусе, и мы все время испытывали голод. Он еще более усиливался, когда мы видели, как полякам, живущим в лагере, дают на обед курицу. О католиках заботился Папа Римский и давал дотацию на питание иммигрантов из Польши.
С самого утра начинались поиски жилья. Ездить было сложно – далеко и очень дорого. Требовалось много времени и сил. Все соседствующие с Римом городки и местечки были переполнены иммигрантами из Советского Союза. Приходилось целыми днями таскаться по чужим домам и селениям, и каждому встречному вычитывать из бумажки:
- Экскюзи, афитаси либерто апортаменто? – что в переводе на русский означает:
- Не знаете ли Вы, где можно найти свободную квартиру?
Итальянцы разводили руками, говорили «Но!» и убегали. Курортный сезон был в разгаре…
Мы познакомились с итальянским профессором, жившим в Риме и преподававшим в колледже латинский язык, а также с его женой. Они повезли нас на своей машине к мэру ближайшего городка в Остии, чтобы тот помог нам найти какое-нибудь жилье. Но рекомендация и уговоры нашего профессора не помогли. Мэр сказал, что в их городке были грубые нарушения порядка русскими иммигрантами, включая кражи и убийства, из-за чего мэрией городка принято решение, запрещающее проживание русских на территории Остии.
Что делать? Остались только Рим и Ладисполи. Нас предупредили, что поселение русских иммигрантов в этих городах запрещено, а у нарушителей отбирают пособие.
Выхода не было. Мы решили искать себе жилье в Риме, а заодно – совершить экскурсию по Риму…
Конечно, впечатление от Рима, его архитектуры, обилия исторических памятников, величественных храмов, площадей с фонтанами и декоративной скульптурой – неописуемо! Это – город-музей. Перед нами пронеслась панорама истории древнего мира с его классическим античным наследием, первоклассными образцами искусства, имеющими непреходящую ценность для мировой культуры…
Но подобрать для себя временное жилье в Риме оказалось совершенно невозможно.