Наступил день отъезда в Италию. Рано утром к дому подошел грузовик и тот самый небольшой автобусик с господином Эдди. Последний раз мы проезжаем по фешенебельным, чистым до блеска, венским улицам и площадям, любуемся красотами и архитектурой Вены, ее бесчисленными барами и ресторанами, многочисленными местами, связанными с жизнью великих людей…
И вот мы уже в центральном железнодорожном вокзале Вены. Плоский и плавный эскалатор поднимает нас и наш ручной багаж на третий этаж. Здесь, в большом зале ожидания, собралось уже немало иммигрантов, проживающих в разных местах города. Идет оживленный обмен новостями, строятся прогнозы на будущее.
Неожиданно появляется представитель ХИАСа и на ломаном русском языке сообщает, что начинается посадка. Возникает суматоха. Кто-то кого-то потерял. У кого-то из багажной тележки выпала сумка.
У вагонов толкотня. Какой-то представитель ХИАСа распределяет места.
Еще веселее становится, когда к перрону подкатывают фургоны с основным багажом иммигрантов.
Лишь теперь началась самая главная работа. Нужно было среди навала чемоданов, сумок и баулов найти свои и перетащить их в тесные и низкие вагона «заграничного» поезда пригородного типа. Найти за считанные минуты в этой неимоверной сутолоке свои чемоданы и втащить их в вагон невозможно. Хиасовец подгоняет: «Скорее, скорее, поезд уходит!»
Здоровые еврейские парни подхватили свои вещи и мигом втащили через окна и двери. Семьи, лишенные мужчин, старики, женщины с детьми – испуганно оглядывались по сторонам. Несколько пожилых мужчин и парней с трудом затащили их «бебихи» в вагон.
Поезд трогается. В вагоне ужасная теснота. Багаж занимает почти все пространство, негде повернуться. Стар и млад сидят на своих вещах. Как-то устроились. Едем!
Мы прильнули к окну и, как завороженные, смотрели на проносящиеся мимо нас живописные пейзажи, на зеленые долины с аккуратнейшими деревеньками и церквушками, арочные мостики, проложенные между горными ущельями, высокие горные хребты, альпийские луга…
Временами нам казалось, что все это чудо мы видим на экране цветного телевизора.
Ночью, когда мы переехали итальянскую границу, в вагон вошли карабинеры. Вещи у нас не проверяли и таможенный досмотр не проводили. Нас не будили, а только посчитали спящих по головам.