На второй день утром поехали в «Сохнут» для инструктажа. Здесь нам объяснили, какая организация чем занимается. «Джоинт» обеспечивает переезд из Вены в Рим, получение визы, переезд и другие иммиграционные формальности. «ХИАС» занимается финансовыми, медицинскими и семейными делами.
Напротив «ХИАСА» мы увидели прохаживающегося автоматчика. В дальнейшем мы видели автоматчиков около синагоги, у аэровокзала и в других местах, обслуживающих еврейских иммигрантов.
Наблюдая через телекамеру за стоящими у дверей, сотрудник ХИАСа подгоняет: «Быстрей, быстрей!», боясь, очевидно, нападения террористов.
Всем иммигрантам предложили заполнить анкету.
- Что делать? – спрашивает нас сосед по столу. – Писать образование среднее или высшее? Писать или не писать, что был членом партии, что есть родственники в Америке? Представиться здоровым или перечислить свои болячки? Какую указать профессию и должность?
Наконец, анкета заполнена, проверена и отдана в ХИАС. У всех начались новые заботы: просить оставить в Австрии или чтобы скорее отправили в Италию? Если в Италию, то как лучше: поездом или самолетом? Распродать привезенные для этой цели вещи здесь, в Вене, или попридержать для Рима, где всё, говорят, стоит дороже?
Спустя несколько дней, мы снова приехали в ХИАС и стали в очередь к сотруднику ХИАСа, с которым у нас интервью. Народу тьма – видимо-невидимо, некуда яблоку упасть.
Какой-то Козлов рассказывает, как он доказал сотруднику ХИАСа, что он вовсе не Козлов, а Кац.
- Если вы мне не верите, я сейчас спущу штаны и тогда вы в этом убедитесь!
- Нет, нет! – стал извиняться этот интеллигентный очкарик. – Я вам и так верю, что вы еврей. Идите и получайте пособие! Новоиспеченный Кац пошел за пособием, довольный тем, как он обвел вокруг пальца хиасовского сотрудника.
Другой «еврей» с типично русской физиономией уверял, что его бабушка была еврейкой, но видимо у него здесь ничего не получилось и он переметнулся в толстовский фонд.
Явный юдофоб, презиравший евреев и скрывавший, что его мать еврейского происхождения, называет себя и свою дочку еврейскими именами и носит на шее золотой могендовид.
Встретили земляка, знакомого по очередям в Москве. Разговорились. Живет в Вене, в арендованной Джойнтом квартире. Каждую пятницу получает от общины халу и другие кошерные продукты на субботу бесплатно.
- Как удалось? Смеется. – Думать надо! Одел кипу, взял молитвенник в руки, сказал раввину синагоги, что человек верующий, без синагоги жить не могу, просил поселить прямо в синагоге. И фокус удался!..
Теперь ты понимаешь, Америка, на что люди способны, лишь бы прорваться к тебе?
Гуляя по Вене, мы были поражены необычным порядком и чистотой на улицах, площадях, на транспорте. Пешеходы терпеливо ждут, пока зажжется зеленый свет, никто не торопится, не лезет без очереди в автобус, трамвай или метро.
Подъехали к зданию Венской оперы. К сожалению, театр уехал на гастроли и пройти во внутрь нам не удалось. Мы пошли по шикарному бульвару, начинающемуся от фасада Оперного театра. Посередине бульвара – множество столиков с тентами, по краям дома с ослепительно богатыми магазинами.
Подошли к павильону, в котором продавались недорогие бутерброды и попросили один «хот дог» на двоих. Корректная продавщица задала мне какой-то вопрос и я, улыбаясь, одобрительно кивнул. И тут она густо намазала сосиску горчицей и протянула нам. Несколько часов после этого мы ходили с приоткрытыми ртами и непрерывно пили воду из питьевых фонтанчиков.