19. Особенности рыбацкой кулинарии
Постепенно в компании с мало меняющимся, сыгранным составом всё было доведено почти до автоматизма. В частности, так исторически сложилось, что готовить еду автоматически должен был тоже я. Или, по крайней мере, квалифицированно направлять процесс.
Нашли, враги, самого покладистого! Да ещё и шантажировали. То есть прямо давали понять, что вот сожрут все концентраты – и в путь, поскольку жрать больше нечего.
В порядке мести я старательно тянул время, и обычно приступал к стряпне, только злорадно убедившись, что рыбаки уже истекают голодными слюнями и вообще теряют терпёж. При таком подходе выигрыш двойной. Во-первых, народ, пребывая буквально в предвкушении, не разбредается по лесу или водоёму, а постоянно находится под рукой в готовности помочь, так что командовать легко и удобно. Во-вторых, предельно изголодавшаяся публика успевает до того нанюхаться вкусных запахов, что напрочь утрачивает способность относиться к достоинствам стряпни с необходимой критичностью. Разумеется, своевременно предложенная стопочка, знаменуя и довершая скромный кулинарный успех, способна превратить его в подлинный триумф.
Втянувшись, со временем я сам полюбил готовить, так что вскоре наше простенькое меню обогатилось, по мере роста благосостояния, рыбой, тушёной с овощами в томате, рыбой, тушёной с грибами в майонезе, рыбой в пиве, заливной щукой, грибными аппетитными супчиками, а много позже так и корейским блюдом хе. Это вдобавок к традиционной ухе и свежей рыбе горячего копчения, в технологии которого мы, после нескольких неудачных попыток, в итоге преуспели. Десерты у нас не практиковались, поскольку мало гармонировали с водкой и спиртом, однако чай всегда был самый лучший. Иногда для разнообразия я заваривал его с молодыми побегами черники, брусники и малины, с листьями земляники. Такой таёжный чаёк при очень приятном вкусе обладал ещё и сильным мочегонным действием, поэтому употреблялся только днём. Чтобы пореже вылезать в ночь из уютной палатки.
Тем из вас, кто испытывает приступ здорового скептицизма: подумаешь, бином Ньютона! – рекомендую попробовать сварить в тонкостенном рыбацком котелке рассыпчатую гречневую кашу. Вряд ли вы, господа пересмешники, сами станете есть то, что у вас в итоге получится! Мясную тушёнку я старался оставить в резерве, так что чаще всего несколько банок или возвращались домой невостребованными, или закладывались в тайник на хранение до следующего приезда – это считалось хорошим тоном.
В походной аптечке всегда были в наличии и карболен, и бесалол, и фестал “от животика”, но, слава Богу, за многие годы эти средства ни разу никому не понадобились, что наглядно доказывало: кок радеет о свежести еды и старательно блюдёт гигиену. Но, по-честному, так и все прочие медикаменты, кроме йода или зелёнки, оставались обычно невостребованными. Разве что Валера Ерченко в первые пару дней непременно пожалуется на головную боль и попросит пентальгину. Мне было совершенно ясно, что Валерина головка болит явно от непривычки к избытку кислорода, да и то, видимо, только потому, что он, в отличие от прочих участников, безрассудно рискует здоровьем, ограничивая себя в алкоголе.