авторів

1586
 

події

222202
Реєстрація Забули пароль?
Мемуарист » Авторы » Aleksandr_Korzhov » Глава без номера - 18

Глава без номера - 18

05.05.1996
Александров, Московская, Россия

      18. Немного техники

     

      В младенчестве я мечтал о спиннинге, но тогда заморская диковина была не по карману. Сети во всех их разновидностях никогда меня не привлекали, потому что выследить и обхитрить рыбу не в пример интереснее, нежели поставить её, и без того всячески гонимую, с помощью промысловых орудий в безвыходное положение. Мне, говорил я, в том, что, в частности, касается рыбной ловли, но и не только её, гораздо интереснее соблазнить, нежели изнасиловать. Теперь же так сложилось, что меня увлекла ловля щук на жерлицы.

     

      Щука обычно атакует рыбку, чем-то отличающуюся от плавающих поблизости других таких же рыбок, из засады, и хватает её всегда поперёк туловища. Правда, дохлые и неподвижные охотницу не интересуют. А вот заглатывает добычу она всегда на ходу, в движении – и всегда разворачивает её головой вперёд. Поэтому её не смущают колючки ершей и окуней, да и размер жертвы может доходить до четвёртой части от веса хищницы. Кстати, на давно и горячо любимой Шахе, да и на Кубри тоже она зачастую предпочитает ерша всем прочим живцам. Только линей щука почему-то игнорирует. А колюшку не жрёт потому, что у этой крошечной рыбки колючки не складываются, так что глотать её даже щуке затруднительно. Что ж, в местах её обитания всякой прочей мелочи обычно хватает. Сытая, она может сутками лежать, бревно бревном, на хорошо прогреваемом прибрежном мелководьи, а если вспугнуть её близким всплеском, лениво отодвигается на несколько метров в сторону – отстаньте, типа.

     

      Но голодная, особенно при перемене погоды к ненастью, она начинает упорно бороздить водоём – и тут держись! На той же Вуоксе, торопясь на берег от настигающей грозы, наша компания наблюдала, как взрослая утка, плывущая прямо по курсу лодки, после мощного всплеска рядом с ней вдруг исчезла с поверхности – и уже не появилась, болезная. Хотел бы я сфотографироваться рядом с той охотницей! Уж это была явно не травянка. Клянусь, тут же и отпустил бы – из уважения к размерам пасти и преклонным годам.

     

      Зрение у щуки широкоугольное. Из-за этого она не видит добычу вблизи, под самым носом. Получается, что последний бросок она делает вслепую. То есть активная, юркая рыбка имеет шанс сманеврировать и спастись. Хворенькая и вялая, наоборот, обречена. Размер же не имеет особого значения.

     

      Забавно, что другие обычные в наших водах хищники: окунь и судак – преследуют добычу зряче. И зачастую стаями, как загонщики, так что рыбёшке не спастись. Однако глотка у этих хищников узкая. То есть сама природа ограничила их аппетит всякой мелочью, которой много и не жалко. Эх, нам бы такое приспособление! Чтобы мы, двуногие и всеядные, не смели вмешиваться в сложившееся природное равновесие так бесцеремонно, как сейчас. Так активно, что скоро в воде останутся, видимо, одни ротаны. Или одни гниющие сети.

     

      Устройство жерлицы, при всей его простоте, точно учитывает щучьи повадки. Это катушка с намотанным на неё запасом прочного капронового шнура, которая подвешивается над водой в местах обитания хищницы. Шнур закреплён на катушке так, что мелкий, слабосильный живец не в силах его размотать, поэтому, умело насаженный на металлический поводок, он вынужден плавать, пока жив, в пределах, отпущенных ему свободным концом шнура. А рыболов предусмотрительно удаляет из этой зоны любые палки и травинки, в которых живец мог бы запутаться и утратить подвижность. В момент хватки щука вырывает шнурок из защепа, после чего может без помех перемещаться с добычей в пасти, сматывая с катушки шнур, пока не проглотит приманку. Для неё это ещё не конец, но попытки пойманной хищницы высвободиться хоть и представляют из себя интересное зрелище, однако к успеху обычно не приводят – конечно, если снасть во всех звеньях надёжна, а рыбак опытен и не суетлив.

     

      То, что продавалось в магазинах: сами жерлицы и оснастка для них – в дело если и годилось, то разве что на самый безысходный случай, для полных “чайников”. Мы делали свои катушки из коротких отрезков вакуумного шланга, который не боится ни солнца, ни воды. Шнур добывался на соседнем заводе “Искож”, где из него плели маскировочные сети. Он тоже оказался, как и всё, что делалось для “оборонки”, практически вечным. На поводки шла мягкая отожжённая нихромовая проволока, которая не блестит, не ржавеет и не ломается. Не торопитесь осуждать автора за то, что и шланг, и нихром он использовал казённый, заводской. Ему далеко до аппетитов особо изощрённых любителей зимней рыбалки, которые таким же предосудительным способом обзаводились платиной для кустарного производства отличных мормышек. Короче, родной завод в условиях нехватки и низкого качества ширпотреба и спорттоваров в стране невольно содействовал совершенствованию снастей. Только крючки-двойники приходилось покупать в магазине, однако, будь моя воля, я бы кое в чём изменил их конструкцию. Впрочем, обычно сходило и так.

     

      Вообще кроме щук на эту снасть в разных обстоятельствах нам попадались окуни, судаки, голавли, налимы – и даже сома Боря поймал однажды на Терсе! Однако обычными трофеями, строго по Л. П. Сабанееву, оказывались не особо крупные, то есть самые вкусные прибрежные щучки-травянки. И совершенно заблуждаются те, кто считает жерличную ловлю неспортивной. Посмотрели бы эти пижоны, чем занимаются любители электроудочки и китайских грошовых сетей!

     

      Как старый поклонник жерлиц скажу, что ловля на них – это не пассивное ожидание, как может на первый взгляд показаться, а достаточно увлекательный процесс, хотя, конечно, адреналина выделяется поменьше, нежели у спиннингистов. Удачно выбрать места для установки снастей, изучить режим питания и вкусовые предпочтения местной хищницы – это непременно нужно, но это ещё далеко не всё. Большую роль играет и совершенство снасти, и сноровка рыбака. Ведь насаженная в качестве приманки живая рыбка должна не только как можно дольше оставаться живой, но и вести себя привлекательно, чтобы сохранять шанс быть проглоченной, причём желательно щукой, а не чайкой. Но самый главный спорт начинался, когда приходилось нырять в ледяную воду, чтобы выпутать добычу из коряг. Почему-то именно мне доставалось обычно это упражнение. И не советуйте старому специалисту выбирать места, где коряг нет, ибо там и щуки нет – проверено!

Дата публікації 02.07.2022 в 11:40

Присоединяйтесь к нам в соцсетях
anticopiright Свободное копирование
Любое использование материалов данного сайта приветствуется. Наши источники - общедоступные ресурсы, а также семейные архивы авторов. Мы считаем, что эти сведения должны быть свободными для чтения и распространения без ограничений. Это честная история от очевидцев, которую надо знать, сохранять и передавать следующим поколениям.
© 2011-2025, Memuarist.com
Юридична інформація
Умови розміщення реклами
Ми в соцмережах: