23
Моя неопытная, но хорошо образованная молодёжь поначалу отнеслась к идее подряда достаточно насторожённо. От начальства никто ничего хорошего отродясь не ждал, и это правильно! Зато пристрастное обсуждение помогло мне разглядеть многие важные при реализации моменты. Стало ясно, что нельзя поступаться хоть малой толикой собственного единоначалия – и в цехе в целом, и на участках. Нельзя делать совет бригады полностью выборным. Экономист, линейные руководители должны входить в него по должности, потому что именно их предложения будут обсуждаться. И круг вопросов, решаемых советом, надо чётко отграничить от тех, где всё должна определять воля начальника – потому хотя бы, что есть немало моментов, за которые он отвечает лично, поэтому делиться полномочиями не вправе.
А вот всерьёз занимавшие кое-кого шкурные вопросы: что, если подхалимы станут добиваться повышения КТУ начальнику? что будет с теми, кто, например, посмеет против этого возразить? – удалось решить бескровно. В устав записали с моей подачи, что КТУ начальнику можно только понизить. И что на все решения совета начальник вправе наложить вето – на все, кроме этого.
Забегая вперёд, скажу, что более чем за два года ни разу я не дал повода для предложений снизить мне КТУ. Надеюсь, что вовсе не из страха. А я в ответ ни разу не воспользовался своим правом вето, то есть не отменил ни единого решения совета. Видимо, был не совсем дурак, хотя учиться приходилось на ходу, без отрыва, так сказать, от производства.