Александр Егорович Бейдеман (1826-1869).
Биографический очерк.
I
Кто был А. Е. Бейдеман, и стоит ли знакомить читателя с личностью, которая почти неизвестна?
На такой вопрос я отвечу: да, пожалуй, почти никто в публике не знает А. Е. Бейдемана даже по имени -- и это жаль. Жаль, что у нас исчезают люди, жизнь которых может служить поучительным примером, а между тем она проходит иногда бесследно.
А. Е. Бейдеман был художник далеко недюжинный; но и художники едва знают его и знают только с одной стороны. Это объясняется не только нашей апатичностью, ленью и равнодушием, но и тем, что судьба, не дав возможности развиться таланту А. Е. во всей полноте, прекратила преждевременно его жизнь.
Из документов Академии художеств мы знаем, что А. Е. Бейдеман был ее учеником, награжден медалями за представленные работы, но не был удостоен первой золотой медали, дающей право на отправку заграницу. Известно также, что впоследствии А. Е. был признан академией адъюнкт-профессором и скончался в 1869 году.
Мы, близко знавшие А. Е., можем к этим скудным сведениям добавить, со своей стороны, что он был родом молдаванин, что отец его занимался подрядами для действующей русской армии во время войны и, потеряв в этом деле свое состояние, умер, оставив в наследство вдове с четырьмя малолетними детьми процесс, который тянулся десятки лет. Знаем, что ведь было тяжело жить с ограниченными средствами, при заботе о содержании и воспитании детей.
Старший сын, Александр, о котором идет речь, был определяем то в одну, то в другую школу и с трудом дотащился до гимназии; но и здесь ему не везло: учителя наводили на него скуку бессодержательными уроками, отбили охоту к науке, и он, бросив бесполезное учение, начал ходить в Академию художеств, куда влекла его любовь к рисованию.
В академии талант А. Е. Бейдемана был замечен; более других профессоров отличал его живой, умный и гениальный (ныне развенчанный невеждами) К. П. Брюллов. При этом он пользовался советами даровитого художника А. А. Агина.
В это время А. Е. сблизился с выдающимися учениками академии: Трутовским, Лагорио, Соколовым, Чернышевым, Филипповым, Хлопониным и Осиповым. Но особенно тесно сдружился он с Трутовским и Лагорио, с которыми сплотили его юные надежды, любовь к искусству и недостаток средств.
Время, о котором я говорю,-- было вторая половина сороковых годов. Я жил тогда в пажеском корпусе и никого из упомянутых юных художников не знал. Свои личные воспоминания о Бейдемане приведу после, а пока предлагаю прочесть воспоминания К. А. Трутовского, который по моей просьбе, написал их в 1877 году. На рукописи Трутовский набросил портрет Бейдемана, каким он был в молодости. Вот ее содержание: