Париж, 26/13 сентября 1860 г.
Очень рад, любезный друг Папенька, что получил наконец от тебя известие и что, благодаря Богу, ты здоров. Немудрено, что доктор Канцлер не верит в гомеопатию, какой же аллопат решится лишить себя заработка, места, почести, сознает свои заблуждения? Но не об этом речь. Когда хорошего гомеопата нет, можно обратиться и к Канцлеру, тем более что ты так давно и хорошо его знаешь, а пока для предупреждения приливов принимай Aconitum, когда начинается припадок, и я думаю, что, поступая так, обойдешься без аллопатических опытов.
Теперь поговорим о предстоящей нам будущности. Мне очень прискорбно, что план мой рушится и я не могу для экономии жить в деревне. Узнав из твоего письма, что Павловский дом перестраивается, что брат Алексей с женою намерены жить там, я полагал, что печи и все в исправности, и потому не ожидал, что нам придется жить в городе. Теперь же я думаю распорядиться так: поселиться на зиму в Питере, близ тебя в каком-либо семействе иностранцев на всем готовом, прожить так зиму, и с ранней весной отправиться в деревню на многие годы. Поэтому ежели кто-либо из наших общих приятелей, знающих Васильевский остров, как напр. Устинов, найдет для нас пригодную квартиру, то мы тотчас можем занять ее. Почему ты советуешь ехать на Варшаву и Москву? Я предполагал ехать на Берлин, Кенигсберг, Вильну и Питер с пересадкой на первой станции Варшавской жел. дороги, которая, говорят, открыта от Виль-ны, или же выехать к Динабургу. Впрочем, соберу справки еще точнее. Что касается денежных счетов, то все это очень просто, и мы переговорим при свидании. Теперь прощай, любезный друг. До свидания. Как-то встретит нас любезное отечество на своей границе? Будь здоров и береги себя, Ольга целует тебя от всего сердца; со своей стороны я благодарю за любовь и внимание к Ольге и деткам, которые, благодаря Богу, здоровы. Устинову передай мой поцелуй и всем поклон.
Твой сын Лев.
Денег еще я не получил. О здоровье Юрьевича {Старый и слепой генерал-адъютант, состоявший в детстве императора Александра II при нем. В молодости, служа в артиллерии, он находился под начальством моего отца.} извещу в следующем письме.