И вот, с грехом пополам, Аня закончила 9-й класс. В школе объявили, что запись в десятый класс будет проводиться в июле, и что у Ани есть шанс продолжить обучение в школе, несмотря на её среднюю успеваемость.
В то лето я ещё надеялась, что мы вместе уедем куда-нибудь в отпуск, будем много разговаривать о святости любви, о ценности и красоте целомудрия, о женском счастье, и наши отношения вновь наладятся, как наладились у меня отношения с моей мамой.
Но, как всегда, жизнь внесла свои коррективы. Работая над случайными передачами, я иногда не знала, что буду делать завтра. Спланировать чётко своё время в этом телевизионном хаосе было невозможно. Вместо отпуска всплыла десятидневная командировка, причём такая, какая бывает раз в жизни. Для передачи «Детский час» надо было снять сюжет о здоровом образе жизни детей, о методике обучения ребят умению отказываться от сигарет, наркотиков, выпивки, даже тогда, когда на этом настаивают «друзья». А организаторами этого обучения были американцы. Занятия должны были проходить с американскими и нашими детьми во время путешествия по Днепру и Чёрному морю из Киева в Одессу на шикарном круизном лайнере. Можно было взять с собой и Анечку. Я очень хотела, чтобы она со мной поехала, даже в списки её внесла, но Аня наотрез отказалась - выбрала Рому и конюшню.
Перед отъездом я попросила Аню не пропустить дату записи в 10-й класс и пойти в школу вместе с папой: на всякий случай, если возникнут какие-нибудь трудности. О том же попросила и Илюшу.
- Да, да, - ответили мне оба. – Всё сделаем.
И вот, я вновь дома. Какое же отчаяние и гнев охватили меня, когда я узнала, что Аня в десятый класс не записана!
- Почему ты не повёл Аню в школу?! Ты же обещал! - кричала я на Илюшу в телефонную трубку. – Ты понимаешь, что наделал?!
- Я не обязан за ней бегать! – обиженно возражал Илья. – Я в назначенный день приехал за ней, а она сказала, что никуда со мной не пойдёт и пошла гулять с Ромой. Что я должен был бежать за ними?
- Отстань от меня! – кричала мне Аня в ответ на мои вопли. – Я не буду жить, как ты, уткнувшись в книгу! Что ты видела в жизни?! Ты вечно училась, мучилась, а живёшь, как нищая! Я хочу просто жить!
- «Просто жить» за чей счёт?! Ты уже поработала неделю почтальоном, тебе не понравилось вставать каждый день в пять утра, и ты работу бросила. Так за чей счёт ты думаешь жить дальше? Папин? Мамин?
- За свой! Я другую работу найду!
- Кем?! Что ты умеешь делать?! Тебя в лучшем случае могут взять на работу уборщицей! – пыталась я образумить Аню.
- Найду что-нибудь получше!
Потом мы уже более спокойно стали говорить о будущем. Я купила справочник «Куда пойти учиться?» и нашла там сельскохозяйственный техникум, где было ветеринарное отделение. До конца июля можно было подать туда документы, в начале августа сдать экзамены и с сентября начать там учиться.
- Ты же любишь лошадей, а в жизни надо выбирать профессию, связанную с любимым делом, - убеждала я Аню. – Этот техникум как раз для тебя.
- Я не хочу быть ветеринаром. Я хочу работать только с лошадьми.
- Но чтобы с ними работать, надо знать о них очень много, не только, как отбивать стойло и разбираться в сбруе. Нужно специальное образование. И тогда ты сможешь работать кем захочешь, даже заводчиком по разведению лошадей. Пойми, нужны знания.
- А где этот техникум? – небрежно спросила Аня, почти согласившись с моими доводами.
- Под Москвой. Вот адрес. Поедем туда?
- А в Москве таких техникумов нет?
- В Москве, к сожалению, нет. В Москве есть только сельскохозяйственная академия. Это институт. В него принимают после окончания десяти классов или техникума.
- Хорошо. Поедем в техникум, - наконец, согласилась Аня.