авторів

1468
 

події

201331
Реєстрація Забули пароль?
Мемуарист » Авторы » Aleksey_Galakhov » Записки человека - 90

Записки человека - 90

01.03.1892
Москва, Московская, Россия

[ГЛАВА X]

СОРОКОВЫЕ ГОДЫ

Впервые: Исторический вестник. 1892. No 1, 2.

1

 Выражения "сороковые годы", "люди сороковых годов" нередко употреблялись и теперь еще употребляются для обозначения того усиленного интеллектуального движения, которое началось и действовало в Москве, совпадая с тем периодом времени, когда попечителем Московского учебного округа был граф С.Г. Строганов (1835--1847)[1]. Вторым выражением Писемский даже озаглавил один из своих романов, к сожалению, весьма неудачный[2].

 Необходимо заметить, что означенное движение не ограничивается в точности десятилетним периодом. Странно думать, что оно началось именно 1 января 1840 и завершилось 1 января 1850 года. Можно, если угодно, назвать это пространство времени выдающимся пунктом культурного прогресса, но начало его восходит к предыдущим годам нашего столетия, а последствия его раскрываются в течение последующих, частию изменяясь, а частию и заменяясь другими движениями или веяниями.

 Второе замечание относится к отрицанию особенного значения сороковых годов в нашем культурном прогрессе. По мнению некоторых журнальных статей сороковые годы стоят на одном уровне с предшествовавшими им и следовавшими за ними. В доказательство приводятся свидетельства представителей того времени (например, И.С. Аксакова), что общественное положение нисколько не изменялось к лучшему. Рассуждать таким образом -- значит иметь ложное понятие о тех эпохах, которым присвоено название выдающихся, прогрессивных и которым принадлежат времена Перикла, Августа, Людовика XIV, наконец век просвещения -- XVIII век. Последний, пожалуй, окажется наиболее худшим, так как народ был погружен в невежество, в высших сферах господствовали крайние злоупотребления, разврат и ханжество, да и самые светила философии не отличались достаточным нравственным цензом. Однако ж никто не сомневается в исторической важности указанных эпох. Дело не в том, как жили те или другие субъекты в эпоху прогресса, а в самом прогрессе и его последствиях -- в тех новых началах, которые он кладет для сериозного умственного развития и нравственного улучшения, для более точного, правдивого самосознания, как для отдельных лиц, так и целых масс. Чацкий -- один среди людей минувшего века, но он уже усвоил иной образ мыслей, которому предстояло торжество. И. Киреевский, в статье по поводу постановки "Горя от ума" на московской сцене, выказал пустоту жизни москвичей, их равнодушие ко всему нравственному и умственному, но в то же время он представил и исключения, то есть людей, которые развивают в себе чувства возвышенные с правилами твердыми и благородными[3].



[1] С.Г. Строганов возглавлял Московский учебный округ в 1835--1847 гг. Он получил известность как археолог, нумизмат, собиратель икон, автор книги "Дмитриевский собор во Владимире (на Клязьме)" (М., 1849), основатель Строгановского училища технического рисования, глава "Общества истории и древностей российских", основатель и первый председатель Археологической комиссии. Он много сделал для улучшения преподавания в Московском университете, привлечения новых научных кадров (в том числе Т.Н. Грановского, С.М. Соловьева, П.Г. Редкина, B.C. Печерина, С.И. Баршева и др.). С.Г. Строганов заслужил лестные отзывы многих мемуаристов (Ф.И. Буслаева, К.С Аксакова, А.Н. Афанасьева и др.). С.М. Соловьев писал о нем: "Сам он получил плохое, поверхностное образование, но благородным инстинктом понял, что наука есть могущество; отсюда -- глубокое уважение к науке, интерес ко всем явлениям науки и литературы <...> Попечитель уважал мысль вообще, уважал науку, ставил выше всего честность, прямоту, благородство, талант, трудолюбие, святое исполнение обязанностей, имел практический смысл, не увлекался первою мыслию, как бы она ни поразила его с первого раза своею верностью и пользою в применении <...> Никто из нас не выходил из его кабинета без уважения к человеку добра, который умел оценить всегда все хорошее и дать ему ход" (Соловьев С.М. Избранные труды. Записки. М., 1983. С. 244--246). Не без иронии, но в целом доброжелательно отзывался о Строганове и А.И. Герцен: "Он хотел поднять университет в глазах государя, отстаивал его права, защищал студентов от полицейских набегов и был либерален, насколько можно быть либеральным, нося на плечах генерал-адъютантский "наш" с палочкой внутри (Вензель Николая I; "наш" -- название буквы "Н" в старом русском алфавите. -- В.Б.) и будучи смиренным обладателем строгановского майората" (Герцен А.И. Собр. соч. Т. 5. М., 1956. С. 195).

[2] Роман А.Ф. Писемского "Люди сороковых годов" (Заря. 1869. No 1--9), носивший в значительной степени автобиографический характер, воспроизводит духовную атмосферу того времени.

[3] Статья И.В. Киреевского ""Горе от ума" на московском театре" была помещена в журнале "Европеец" (1832. No 1) и послужила одной из причин его скорого закрытия (на 3-м номере) (см.: Фризман Л.Г. Иван Киреевский и его журнал "Европеец" // Европеец. Журнал И.В. Киреевского. 1832. М., 1989). В статье говорилось: "Оригиналы тех портретов, которые начертал Грибоедов, уже давно не составляют большинства московского общества <...> но главный характер московского общества вообще -- не переменился. Философия Фамусова и теперь еще кружит нам головы; мы и теперь так же, как и в его время, хлопочем и суетимся из ничего, кланяемся и унижаемся бескорыстно и только из удовольствия кланяться; ведем жизнь без цели, без смысла; сходимся с людьми без участия, расходимся без сожаления; ищем наслаждений минутных и не умеем наслаждаться <...> Эта пустота жизни, это равнодушие ко всему нравственному, это отсутствие всякого мнения и вместе боязнь пересудов, эти ничтожные отношения, которые истощают человека по мелочам и делают его неспособным ко всему возвышенному и достойному труда жить, -- все это дает московскому обществу совершенно особенный характер <...> Конечно, есть исключения <...>: есть общества счастливо отборные, заботливо охраняющие себя от их окружающей сметенности и душного ничтожества; есть люди, которые в кругу тихих семейных отношений, посреди бескорыстных гражданских обязанностей, развивают чувства возвышенные вместе с правилами твердыми и благородными" (Европеец. Журнал И.В. Киреевского. 1832. М., 1989. С. 105-106).

Дата публікації 05.06.2021 в 11:02

Присоединяйтесь к нам в соцсетях
anticopiright Свободное копирование
Любое использование материалов данного сайта приветствуется. Наши источники - общедоступные ресурсы, а также семейные архивы авторов. Мы считаем, что эти сведения должны быть свободными для чтения и распространения без ограничений. Это честная история от очевидцев, которую надо знать, сохранять и передавать следующим поколениям.
© 2011-2024, Memuarist.com
Юридична інформація
Умови розміщення реклами
Ми в соцмережах: