1907
Необходимость Собора ощущается сознательно или бессознательно каждым религиозным человеком России...
Главная болезнь нашей Церкви -- отсутствие соборности. И вот, вместо того, чтобы сознать этот грех и с первых же шагов в самую организацию Собора положить соборность, группа людей, захватившая административную власть в Церкви, создаёт какие-то правила, вершит всё и опубликовывает своё решение в виде циркуляра.
Поистине есть что-то роковое в этом стремлении создать мёртвый Собор. Словно чья-то безобразная рука, толкавшая Церковь к пропасти целые века, почуяв, что многие заметили пропасть и готовы разбудить уснувших рабов, спешит нанести Церкви последний удар, явить перед лицом всех ужасные язвы её и тем оттолкнуть от неё всё живое бесповоротно и навсегда.
Синод решил... Синод не потрудился спросить Церковь, хочет ли она Собора и какого именно. Собор может быть только тогда, когда каждый оставшийся у себя дома будет чувствовать себя на Соборе, но это может быть только в том случае, если в основу организации Собора будет положено самое широкое, самое свободное выборное начало. Особенно это выборное начало необходимо потому, что епископы, которые явятся непременными членами Собора, у нас не избираются паствой, а потому голоса Церкви собой выражать не могут...
За каждым из верующих должно быть признано право без всяких стеснений печатно обсуждать все вопросы, касающиеся церковного Собора, чтобы без всяких препятствий могли организовываться на местах кружки, устраиваться собрания, чтения, публичное обсуждение, съезды по районам и съезды всероссийские -- всё для той же единой цели: для пробуждения церковной мысли, церковного сознания -- церковной жизни, пробуждения безусловно необходимого для того, чтобы стал возможным самый Собор...
Созванию Собора должны предшествовать разнообразные подготовительные работы: а) организация на местах епархиальных съездов, при участии мирян, с правом решающего голоса; б) обсуждение всех вопросов, подлежащих рассмотрению Собора, в печати и т. д.
На Собор в качестве равноправных с духовенством членов должны быть допущены миряне.
Все заседания Собора должны быть открытыми для всех желающих.
Подробный отчёт каждого заседания должен печататься в специальных, бесплатных изданиях, которые могут получаться каждым желающим на месте (т. е. в том городе, где Собор будет происходить) и во всех городах и деревнях России.
Серия заседаний по одному вопросу должна быть отделена от другой серии по другому вопросу некоторым промежутком времени, для того чтобы поднятые в прошлом заседании вопросы и постановления по ним могли быть обсуждены печатью.
Во всё продолжение совещаний каждым желающим может быть подано заявление или своё мнение по поводу обсуждаемых вопросов, для чего избираются из состава присутствующих на Соборе особые комиссии .
Помню, какое волнение вызвала первая весть о предстоящем Соборе. Заволновались все. Даже совершенно чуждые религии и церковным вопросам люди. Каждый по-своему возлагал надежды на крупнейшее и долгожданное событие церковной жизни.
В это время в Петербурге издавался популярный среди духовенства журнал "Век". За статью "Мёртвый собор" по специальному докладу Роговича журнал этот был закрыт . Появился ряд "предсоборных сборников" . Группа, объединившаяся вокруг проф. Булгакова, выпустила два тома "Вопросов религии", московское духовенство издало сборник, специально посвящённый предстоящему Собору. Известный петербургский союз "32-х священников" готовился с волнением к "борьбе". Волновались и профессора, и духовенство, и даже иерархи.
Когда особенно много говорили о Соборе и особенно много ждали от него, я принимал ближайшее участие в издании очень популярного и влиятельного среди прогрессивного духовенства журнала "Век". И вот помню, какое оживление было. С какой страстностью обсуждался соборный вопрос, как волновалось духовенство и как готовилось к реформированию Церкви.
Но потом спор и все "толки" о Соборе прекратились...
Момент нашли несвоевременным .
Рогович Алексей Петрович (1858--1931) -- гофмейстер, сенатор, член Госсовета, товарищ обер-прокурора Синода (1906--1912), исполняющий обязанности обер-прокурора (1907--1909); противник созыва Поместного Собора.