авторів

1568
 

події

220138
Реєстрація Забули пароль?
Мемуарист » Авторы » Mikhail_Shargorodsky » Дорога длиною в жизнь - 41

Дорога длиною в жизнь - 41

15.07.1988
Тбилиси, Грузия, Грузия

Я в первый месяц очень много работал, изучал суть и содержание порученного мне дела. Через месяц мне стало посветлее. Еще, через какое-то время я стал уже довольно неплохо ориентироваться в технике, что ею можно делать, и где надо применять. Но тут возникли проблемы иного рода. Из минторга мне очень настойчиво предлагали вернуться. А здесь я себя чувствовал, как сирота, заброшенный во враждебный лагерь, да еще и иностранный. Дело в том, что в Минторге был пестрый состав, с миру по сосенке. Был ощутим дух интеллигентности. А здесь было монолитное, единое по своей сути, связанное общими понятиями сообщество. Туда посторонних не брали и не пускали. Я был первый чужак, со стороны, да еще и безъязычный! Это немного трудно представить себе. Еще стократ труднее находиться в такой ситуации.

Протерпел я месяцев 6 и пошел поплакаться к Мамия Амберковичу. Он внимательно выслушал, а потом сказал. Если ты вернешься, твоя карьера погибла. Все сочтут, что ты способен работать только в одном месте - минторге. Все другие двери перед тобою будут закрыты. Потерпи до года. Если и после этого тебе будет невмоготу, тогда возвращайся. Надо сказать, что тогда и материально мне было очень плохо. В Минторге были какие-то премии, бонусы и т.д. А здесь ничего.

Хорошо, что из системы Минторга ко мне пришел человек, с которым мы дружили, и сказал: «насколько я понимаю, ты здесь сдохнешь». После этого он стал ежемесячно, до истечения года, заходить ко мне и немного поддерживал. Абсолютно бескорыстно. Я благодарен судьбе, что через время мне представилась возможность выровнять с ним отношения.

Но к концу первого года пребывания судьба улыбнулась мне. Мы очень подружились с одним строителем. Он был управляющим нашего строительного треста на периферии. (трижды светлая память этому человеку!) Хотя мы были почти ровесники, он очень опекал меня, как старший. Очень радовался, если мне удавалось достичь по работе успехов. При неудачах пытался вместе со мной найти более правильное решение. Он объяснил мне, кто есть кто, и что есть что? Пояснил некоторые непонятные мне движущие пружины всего механизма. Всячески поддерживал меня, в том числе и при решении некоторых задач в Москве. Одним словом с его появлением мое сиротство закончилось. Благодаря ему и некоторые другие посчитали, что со мной наверное можно дружить. Стена отчуждения, подобно Берлинской стене, пала.

Кстати сын этого человека в последующем стал министром внутренних дел Грузии. Но с ним, в особенности в этом качестве, мы не контактировали.

Было еще одно обстоятельство, буквально впихнувшее меня в новое для меня общество.

В то время почти все мероприятия, проводившиеся в ЦК, были на русском языке. А у нас его мало, кто знал. Правда, у шефа были русскоязычные помощники, но они были журналисты, писали очень грамотно, но мало кому понятно. Надо сказать, что с приходом в Минторг, мне для Мамия Амберковича надо было написать доклад. Большой. Страниц на 50, а я никогда этого не делал и не знал, как это делается. Поэтому на всех совещаниях и коллегиях я начал внимательно прислушиваться к его манере разговора, применяемым оборотам и даже хохмам, и стал записывать их. Все это я потом вставил в составленный мною доклад.

Он был очень похож на разговорную речь докладчика. Вначале это у всех вызвало недоумение. Особенно у старого помощника министра. Обычно они брали прошлогодний доклад, кое-что в нем меняли и так отдавали старому шефу. Он тоже не слишком критично относился, и все сходило.

Но М.А. доклад и его необычная стилистика очень понравились. Мы, по существу, оба были новые. После доклада многие интересовались, он, что вообще без текста выступал? Речь то почти разговорная. На мероприятии присутствовал Первый Секретарь Ц.К. Он дал очень высокую оценку докладу, и тем самым прекратил полемику о новом стиле. У нас много раз возникали разногласия со штатными помощниками. Они доклад писали так же, как и статью в журнал, а это все же очень разные вещи. В Минторге я стал одним из наиболее популярных спичрайтеров, хотя, вероятно, и слова этого тогда не знал. Иногда кое-кто из чужих пользовался моими услугами. За эту работу, как правило, хорошо платили. В то время доклады и публичные выступления очень много значили. От уровня и качества выступления зачастую напрямую зависела карьера.

Мой новый руководитель был в моде, и выступать ему приходилось очень часто. А цену выступления он знал лучше меня. И всегда очень тщательно готовился к ним.

 Я еще не был оформлен на работу, как он мне дал ознакомиться с каким-то докладом, с которым он через два дня должен выступить в Москве. Доклад мне страшно не понравился. У меня был всего один день. Я решил сделать его заново. Позвал знакомую машинистку, вдвойне заплатил ей, посадил рядом с собой и каждую страницу, еще теплую, отдавал ей для напечатания. Закончили мы с ней работу одновременно.

 Я созвонился с будущим шефом. Он не знал, что я сделал новый вариант. Я отнес ему текст. Он извинился, что уже нет времени прочесть, и обещал это сделать в Москве. Мероприятие было, какое-то научное. Вместе с шефом. было несколько наших ученных. Он публично зачитал им оба текста, попутно объяснив, откуда взялся новый вариант. Все признали, что текст неизвестного им автора намного лучше. Он выступил с ним. Очень удачно. Больше всего его поражало, что доклад, над которым почти месяц работала целая команда, один человек за один день сделал заново. Приехав, он мне все рассказал, поблагодарил и сделал вывод. Такого помощника у меня еще никогда не было. Да мне такой и не полагается. Если ты не возражаешь, то я «подарю» тебя Первому!

Я не захотел «дариться» и начал свою трудовую жизнь в Агропроме. Но моя первая удача с докладом мне очень дорого обошлась. За 8 лет совместной работы, ни одно его выступление не миновало моего письменного стола. Это конечно создавало мне двойную нагрузку, поскольку от основной работы меня никто не освобождал.

 Однако нельзя не признать, что одновременно это создавало мне ореол личности, «приближенной к особе императора».

Иногда у меня было такое чувство, что моя основная работа его мало интересует. Но это было до тех пор, пока не проходила докладная лихорадка. А после этого спрос был по полной. Он полагал, что разрешив мне взять зама по своему уму, я должен был научить его замещать меня, когда я занят. Вероятно, он был прав, но так не получилось. Если в мое отсутствие вызывали моего зама, у него сразу же становилось предынфарктное состояние. И ответить толково на какой-либо вопрос уже не получалось.

А между тем, я основательно вошел в новую должность. Пытался внедрять какие-то новые вещи. Кое-что неплохо стало получаться. И ЦК и Госплан стали признавать, что впервые в отрасли стали внедряться расчетные методы распределения ресурсов. Поскольку я был человек новый и старых правил не знал, я по большому блату нашел новую книгу с рекомендациями о порядке расчетов потребности в ресурсах. По этой книге я и сделал все расчеты на будущий год, и отправил материал в Москву, в Госплан.

 Вскорости меня вызвал шеф и дал письмо, чтобы я ознакомился. Это был разгромный отзыв на мои расчеты и заявку. Неправильно. Не соблюдена методика. Нарушена система обоснований и т.д. Я попросил Министра дать письмо мне, и разрешить на него ответить. Ответ был очень скрупулезным. Номера страниц руководящей книги. Параграфы. Примеры расчетов, приведенные в книге и т.д. Вскорости из Москвы пришел ответ. По сути дела, они извинились перед нами. Дело в том, что я все расчеты и выкладки сделал по новой методике. А она еще официально не дошла до Плановых органов. Они считали по-старому.

 Надо сказать, что этот эпизод очень положительную роль сыграл не только для меня лично. Вверху поняли, что внизу не все идиоты, и надо с ними считаться. Кстати говоря, все наши последующие контакты с этими органами были весьма уважительными, а в отдельных случаях даже переходили в дружеские. Думая о времени, проведенном в Агропроме, я никогда не могу избавиться от некоторых противоречивых оценок.

Дата публікації 24.04.2021 в 16:49

Присоединяйтесь к нам в соцсетях
anticopiright Свободное копирование
Любое использование материалов данного сайта приветствуется. Наши источники - общедоступные ресурсы, а также семейные архивы авторов. Мы считаем, что эти сведения должны быть свободными для чтения и распространения без ограничений. Это честная история от очевидцев, которую надо знать, сохранять и передавать следующим поколениям.
© 2011-2025, Memuarist.com
Юридична інформація
Умови розміщення реклами
Ми в соцмережах: