авторів

1571
 

події

220478
Реєстрація Забули пароль?
Мемуарист » Авторы » Evgeny_Kaplun » Триумф Палас. Время идет

Триумф Палас. Время идет

05.01.1950
Москва, Московская, Россия

       8. ТРИУМФ ПАЛАС. ВРЕМЯ ИДЕТ

      

 

Как я уже писал, мы получили квартиру и переехали на Новопесчаную улицу в 1950 году, когда она еще называлась Семисотым проездом. Четырехэтажные дома из белого силикатного кирпича стояли вдоль улицы, широкой, но пока еще не заасфальтированной. Строили дома немецкие военнопленные. Медленно, с печальными лицами, как бы нехотя, они таскали на носилках по два-три кирпича. Дом, расположенный напротив, строили наши строители. Они, лихо играя мускулами, накладывали по пять -шесть кирпичей сразу. Заготовив кучу кирпичей, они садились на перекур. Кто-то бежал в магазин. Перекур длился долго. А немцы все таскали и таскали… По два кирпича. В итоге работали они быстрее, чем наши.

 Улица строилась очень быстро. В 52 году она протянулась до Хорошевского шоссе, сметая на своем пути трущобы: лачуги, сараи из ржавого железа и обрывков толя, бараки, огороды. Положили асфальт. Несколько позже построили кинотеатр «Ленинград», кажется, в 58 году. После моего возращения со службы в Армии, я обнаружил, что на месте нашего футбольного поля вознесся современный кинотеатр. Вдоль улицы посадили молодые, тоненькие и веселые тополя. Сколько радости принесла эта молодая зелень в кирпично-асфальтовый рай нашей улицы. Сам этот рай был чудесен на фоне полусгнивших бараков, «шанхаев», состоящих из чего угодно, кроме строительных материалов. В домах были коммунальные квартиры. Причем, новостройки создавались специально с учетом коммунального житья их обитателей. Очевидно, со времен первых лет советской власти "Коммуналка" как бы являлась символом счастливого социалистического общежития, элементом формирования коллективного общественного сознания. По-другому житьё-бытьё и не мыслилось. Отдельные квартиры строились только в однокомнатном варианте, для простых людей, разумеется.

Недалеко от Новопесчаной улицы находился Чапаевский переулок. Рядом с переулком, ближе к станции метро "Аэропорт", росла роща, между переулком и Ленинградским шоссе. В роще стояла войсковая часть, имелась открытая танцверанда, в воскресные дни по вечерам гремела музыка. Потом войсковую часть куда-то перевели вместе с рядом других частей, располагавшихся по периметру Центрального аэродрома, бывшей Ходынки. Солдатики ушли куда-то, на месте половины рощи, той ее части, которая теперь примыкает к школе имени Дунаевского, вырыли котлован. Котлован огородили и начали возводить огромный железный каркас. Солдаты устанавливали бетонные плиты, копали землю, вели сварочные работы. Об этом строительстве ходили различные слухи. Говорили, что здесь строят крытый стадион или бассейн, то ли еще что-то. И строит Василий Сталин для спортивного общества ВВС. Потом "главный" Сталин умер, а Василия посадили. Стройка прекратилась. Почти в течение сорока лет стройка то оживала, то умирала вновь.

В этом прекрасном престижном районе в течение сорока лет существовал бессрочный котлован, родной брат котлована Платонова, как символ бесхозяйственности эпохи. Последний раз, уже при Горбачеве, бывший знаменитый авиационный завод номер тридцать, к тому времени, переименованный в МАПО, начал строить дворец Культуры. Опять закипела работа, заревели самосвалы, взметнулись к небу стальные конструкции. Я возрадовался, наконец-то эта свалка в центре города исчезнет. Но не тут-то было. Стройка вскоре замерла. Одиноко стояли недостроенные порталы, козырек над парадным подъездом, башенный кран. Кучи строительного мусора окружали все это великолепие.

Наверное, у МАПО кончилось деньги.

Вся моя сознательная жизнь прошла на фоне сего грандиозного по продолжительности строительства. Я даже подумал, доживу ли я до конца стройки? Для меня это стало навязчивой мыслью, Я связывал окончание стройки с наведением порядка в стране. Вот построят на этом месте хоть чего-нибудь, значит, страна выбралась из кризиса и мне можно спокойно помирать. Глупая, правда, мысль.

Я давно уже уехал с Новопесченой улицы. Однако, поскольку моё место работы находилось между метро "Аэропорт" и "Сокол", то я, направляясь от станции "Сокол" пешком, пересекал парк около кинотеатра «Ленинград», бывшую Новопесчаную улицу и проходил мимо «стройки» века.

Я вспоминаю, как в 1997 году, я, как обычно, шел по бывшей Новопесчаной, а ныне, улице Вальтера Ульбрехта. Август. Тихое утро, все, как сорок лет назад. Те же дома, асфальт. Только кирпичные ворота, построенные и оштукатуренные еще немцами, облупились и покосились. Устало и безразлично шелестят листвой корявые, уродливые тополя, те самые. Такими безобразными их сделало время и люди, которые каждый год обрезали ветви, борясь с пухом. Добрая половина деревьев давно спилена. Деревья отжили свой тополиный век. Печально стоят черные пни по середине земляных квадратов, проделанных в асфальте, напоминая о том, что время идет и всему есть конец. А вот липы в аллеях парка, что около кинотеатра, все стоят и стоят, видать, им отмерен больший, по сравнению с тополями, век. Время идет!

На стройке века опять зашевелились, но меня уже не обманешь, стройка в Чапаевском парке вечна, как этот мир.

 Шло уже третье тысячелетие. Москва покрылась новостройками имени Лужкова. В воздухе что-то изменилось, но моя заговоренная стройка продолжала жить прежней жизнью.

Однажды вокруг легендарной стройки вырос забор из бетонных плит. Заревели самосвалы, вывозя строительный мусор предыдущих строек. Я внутренне усмехался: такое уже повторялось неоднократно и заканчивалось с одним и тем же нулевым результатом. Начали разбирать каркас, возведенный МАПО. Я продолжал недоверчиво смотреть на происходящее.

       На моих изумленных глазах с неимоверной быстротой стал вырастать небоскреб. Поставили плакат: строит ДОН строй. Жилой дом Триумф Палас.

 

По телевизору замелькала бесконечная реклама: Триумф Палас - самые новейшие технологии, стекловолокно, скоростные лифты, гаражи, рестораны и прочее, и прочее.

       Сейчас идет 2003 год. Уже заканчивается облицовка огромного здания, очень похожего на сталинские высотки. Только, говорят, материалы и технологии новые.

Центральный аэропорт, рядом с которым находится Чапаевский переулок, это историческое место, бывшая Ходынка. Именно здесь произошли трагические события коронации последнего русского царя, что отбросило трагическую тень на все его многострадальное царствие. И дальше Ходынка продолжала играть свою таинственную роль в судьбе страны. Именно на Ходынке была расквартирована знаменитая латышская стрелковая дивизия под командованием бывшего полковника Вацетиса. В те времена это был далекий загород.

Когда в Москве возник левоэсэровский мятеж, и восстала единственная в городе боеспособная воинская часть, отряд ВЧК, то власть большевиков зашаталась. Ленин и Троцкий послали на Ходынку преданного человека, Данишевского. Он сумел добраться до места вовремя. Латышская дивизия вошла в Москву. Мятеж был подавлен.

Вацетис был назначен Главнокомандующим войсками Республики. Данишевского расстреляли в 1937 году.

Другим историческим штрихом района является сельцо Всехсвятское. Где оно когда-то находилось, я не знаю. О нем напоминает церковь «Всех святых», что стоит у метро «Сокол» около троллейбусного круга.

В этом селе остановилась царевна Анна перед въездом в Москву, призванная на царствование Тайным Верховным Советом после смерти Петра Второго. Здесь она под влиянием московских дворян порвала соглашения – кондиции, ограничивающие ее власть. Через некоторое время она жестоко расправилась с членами Тайного Верховного Совета... Историческое место!

Дата публікації 21.03.2021 в 14:35

Присоединяйтесь к нам в соцсетях
anticopiright Свободное копирование
Любое использование материалов данного сайта приветствуется. Наши источники - общедоступные ресурсы, а также семейные архивы авторов. Мы считаем, что эти сведения должны быть свободными для чтения и распространения без ограничений. Это честная история от очевидцев, которую надо знать, сохранять и передавать следующим поколениям.
© 2011-2025, Memuarist.com
Юридична інформація
Умови розміщення реклами
Ми в соцмережах: