С тех пор я прочел целую гору книг по истории, научных и не очень. Как оказалось, несколько тысячелетий человечество жило при тоталитарном правлении. В древние времена правили египетские фараоны, цари Ассирии и Вавилона, монархи Персии. В средние века – бесчисленные короли, императоры, кесари, цари. Но вот в древности, в Греции, возникла особенная форма управления страной, власть свободных людей, народа – демократия. Впрочем, это как-то можно объяснить : Греция состояла из маленьких городов-государств. В этих городах было вполне реально собрать на базарной площади все городское население, крестьян из окружающих деревень и организовать голосование важных решений. Для повседневного управления выбиралась администрация, судьи, с которых потом можно спросить за злоупотребления.
Жизнь кипела, развивалась мысль, писались комедии и трагедии, создавалась философия, медицина, математика. Трудились Сократ, Пифагор, Евклид, Фидий.
Но почему-то большинство горожан разорялось, богатства скапливались у небольшой кучки людей. Народ бывших собственников превращался в толпу, охлос, не имевший собственности, а следовательно, своих хозяйственных интересов. Этими людьми можно было управлять денежными подачками и обещаниями. Закат демократии - всегда коррупция, наглая, ничем не прикрытая. Власть народа превращалась или во власть немногих – олигархию, или во власть толпы, - охлократию, система становилась неустойчивой. Всегда находился умный, богатый, честолюбивый человек, который мог овладеть симпатией толпы. Возникала тирания, при которой было легче управлять обнищавшем народом и расколотым обществом. Тирания быстро развращала правителей. Единоличная власть рождала беззаконие, самоуправство и приводила к дальнейшему обнищанию народа, который понимал постепенно, что был обманут. При тирании коррупция, как правило, отсутствует. А зачем? Все, что нужно, можно и так отнять! Народ стонет. Появляются тираноборцы. Они ведут за собой народ и свергают тиранов. Все начинается сначала. Идет раскачка огромных исторических качелей!
Рим качался. В глубокой древности в Риме, наверное, тоже была военная демократия, потом самый умный, богатый, жестокий захватил власть. Рем убил Ромула. Появились цари-рексы. При рексе Тарквинии Гордом возмущенный народ, ведомый Брутом, свергает тиранию. Да здравствует демократия, римская республика! Рим в те времена, как и греческие города, был маленьким городом-государством. Но вот Рим крепнет, становится огромной военной державой. Уже разбит Ганнибал, завоеваны полмира. Рим достигает пика своего могущества. Однако римский крестьянин, мелкий собственник, средний класс, как сегодня принято говорить, основа армии и могущества страны, постепенно теряет землю и разоряется. Это интуитивно поняли братья Гракхи, начиная свои реформы. Но нельзя двумя распростертыми руками остановить движение могучей исторической реки. Армия слабела, Рим заполняли толпы голодных неимущих пролетариев, гордых только своим римским гражданством, готовых продать свой голос на выборах. «Хлеба и зрелищ», – вот их лозунг. Коррупция, подкуп, разложение! Пришел Цезарь. Возникла Империя… Качели!
Знаменитый историк времен борьбы Рима с Карфагеном Полибий считал, что в природе господствуют циклы: все сначала зарождается, развивается, достигает зрелости и затем приходит в упадок. Наиболее жизнестойка смешанная система управления государством, где присутствуют элементы монархии (единоличная власть), аристократии (власть немногих) и демократии ( власть народных масс). Полибий считал, что самая устойчивая форма правления - в Риме: монархический элемент представлен консулами, аристократический – сенатом, демократический – народным собранием. Между ними должно быть равновесие, только такое устройство общества является устойчивым. Именно такое устройство позволило Риму так долго сохранять силу. Но ничто не может быть вечным под солнцем.. Уже после смерти Полибия равновесие постепенно нарушилось, и Рим превратился в монархию. Жизнь сложнее любых самых умных схем! Тит Ливий пишет, что еще во времена Катона Старшего скромность, пренебрежение к богатству было предпочтительной нормой поведения патрициев, консулов. Тогда ценился патриотизм, воинская доблесть, труд землепашца. Но уже во времена Суллы и Красса сенаторы ели на золотой посуде, хвастали великолепием одежд и жилья, в обществе утверждались вольные нравы. Процветала коррупция. По городу ходили толпы проституток и группы разорившихся граждан в рваных лохмотьях, ничего не имеющих, кроме меча и гражданства.
Самой главной чертой демократии является личная свобода граждан. Но разве свобода может быть достигнута при нищете большинства народа!? И Римская республика рухнула! Настала эпоха империи Октавиана Августа и Нерона.
В средние века все эти графы, князья, герцоги, лорды пользовались свободой только в самом начале средневековья, при слабых королях. Потом они стали фактически рабами монархов. Так же, как крепостные являлись рабами феодалов. А вот руководители средневекового производства – ремесленники, купцы, цеховики - все больше и больше добивались личной свободы, они теперь зависели только от спроса на рынках, ветра в океанах, который надувал паруса их кораблей или топил их во время бурь. Уже их интересы защищают парламенты Англии, Голландии. Революции идут по всему миру!.. Что-то похожее на эти слова мне тогда говорил «Рыжий». А может быть, я сам все это придумал через 50 лет?
Наступает тотальное обнищание, вызванное разрухой Первой Мировой войны. Те страны, которые нищета поразила сильнее всего, породили диктатуры. В Италии правит социалист Муссолини, в России коммунист Сталин, в Германии - национал-социалист Гитлер. Социализм - это когда при всеобщей бедности никому не дают возможности умирать с голоду, что, вроде бы хорошо, но люди должны платить за это свободой. А несвободный человек работает "спустя рукава". Получается замкнутый круг. Хороший социализм - это всегда бедность. Но в Германии и Италии существует социализм поверхностный: собственность – частная, а в СССР – социализм истинный, так как собственность в стране ничья, т. е. принадлежит государству, и все равны, кроме очень маленькой верхушки лидеров, которая всех равнее. Правда, они тоже все рабы кучки вождей или даже одного самого Главного вождя, но едят, пока живы, все-таки сытнее!
Великие исторические демократии Запада, анализируя опыт СССР, и внимательно прочитав Маркса, поняли, что их ждет, если большинство общества в их странах будет нищим. Демократии сумели перестроиться так, что, при сохранении движущей силы рынка, 60-70 процентов общества стали собственниками, т.е. средним классом, свободными, обеспеченными людьми, знающими свои интересы и умеющими их отстаивать. Государство нашло средства для обеспечения сносной жизни не умеющим и не желающим работать. Именно это и есть гражданское общество. Демократия, наконец, стала устойчивой.
Этот колоссальный исторический сдвиг произошел в результате грандиозного социального урока, который Россия преподала миру, проведя на себе страшный кровавый исторический эксперимент. Конечно, большевики осуществляли его не ради обучения Запада. Они искренне верили в свою утопию и готовы были идти за неё на смерть и вести за собой других. Реально получилось то, что получилось!
Социализм возник не вчера. Еще во времена Древнего Рима пергамский царь Аристоник пытался построить Город Солнца, где все равны. Потом были созданы утопии Мора, Кампанеллы, теория Маркса. Большевики и Ленин поставили последнюю точку в длинной летописи социализма… Каждый человек рождается с разными способностями. Двигают общество самые способные. Уравниловка, мелочные ограничения и творческая несвобода сковывают созидательные силы. Более энергичные и талантливые люди должны видеть плоды своего труда. Личная и производственная свобода строго обязательна, и рынок тоже обязателен, иначе как отличить талант от бездарности! Если дать всем по «пайке хлеба», то умные работать в полную силу не станут. Хотя общество не будет голодное, (может быть, полуголодные) движение вперед замедлится. Но если не мешать умным работать, то они обеспечат достойную жизнь и себе, и малоспособным. Теперь это стало очевидно. Только вот что мы построили сегодня, в эпоху Ельцына? В стране, где неравенство достигает вопиющих размеров, где нищих огромное большинство, и добиться чего-нибудь честным трудом становится просто невозможным, у народа возникает острое желание все снова отнять и разделить! Не дай бог!
И тем не менее, весь цивилизованный мир должен быть бесконечно благодарен России за опыт, соизмеримый с подвигом Прометея.