Настал праздник седьмого ноября. Из окна номера гостиницы я видел, как с самого утра по нашей улице шла огромная толпа народа. Прямо половодье. Толпу украшали плакаты, транспаранты, портреты членов политбюро, искусственные цветы. Играли оркестры. Толпа не столько шла, сколько стояла. Люди, одетые во все лучшее, танцевали, пели, ели. Мужики разливали водку в принесенные стаканы. Рабочие несли плакаты про трудовые успехи. Ремесленники были одеты в темносинюю форму. Девочки из ремесленных училищ, когда уставали стоять, отдыхали таким способом: они становились в круг, друг другу в затылок. Затем одновременно садились друг другу на колени. Несколько раз у них эта операция не получалась, но потом они все же удачно расселись, и так отдыхали. Скоро мне стало скучно смотреть на толпу народа, и я сел читать книжку. Через несколько часов я снова выглянул в окно. Демонстрация еще не закончилась. Сколько же народу стремятся попасть на Красную площадь! Наверное, все хотят увидеть товарища Сталина!
Однажды на перемене ко мне подошел «Блин», так все звали Блинова, и сказал:
-Вот ты все читаешь про историю, все нам рассказываешь про князя Святослава, а не знаешь, что в школе работает исторический кружок. После уроков, раз в неделю, всего один час. Заглянем?
-Конечно! - ответил я.
И вот, мы все втроем сидим в подвале и слушаем лекцию. Рассказывает старшеклассник с огненно-рыжей шевелюрой. Он описывает не всю историю в хронологическом порядке, а отдельные интересные эпизоды. Сегодня мы проходим Древний Рим. Наш лектор или очень талантлив, или гипнотизер, а может быть, и то и другое вместе. Когда он рассказывал, я своими глазами видел, как карфагенская армия спускается с Апеннинских гор, кутаясь в звериные шкуры. Несколько оставшихся в живых после тяжелого перехода слонов, отощавших и голодных, размахивают обмороженными хоботами. Галлы дружно приветствуют Ганнибала. Уже разбиты армии римских консулов. Настало время решающей битвы при Каннах. Грозная римская пехота движется вперед, тесня центр войска Ганнибала… Немного застревает на флангах, где стоят стойкие нубийцы. Вот в бешеной атаке промчалась конница Газдрубала и ударила по римлянам с тыла. Легионы не привыкли драться в окружении. Стук оружия, стоны умирающих, запах пота и крови. Римляне умирают молча. «Рыжий» становится то римским консулом Эмилием Павлом и личным мужеством пытается вдохновить погибающее войско, то Ганнибалом, который руководит битвой. Он бегает вокруг стола и размахивает руками, направляя атаки, отдавая указания. Я был в полной уверенности, что он лично присутствовал в сражении при Каннах.
-Вы представляете себе, что значит 4-5 часов махать тяжелым мечом, да еще одетым в доспехи. Попробуйте поразмахивать несколько часов палкой, так потом неделю руки не подымете! А ведь еще надо разрубить щит, шлем. Да, уничтожить за несколько часов битвы сто тысяч опытных в боях римлян - это совсем не просто! – кричал лектор. - Теперь понимаете, что такое свежий резерв, подоспевший в конце боя. Да еще на конях, летящих на большой скорости. Да еще, когда ветер дует в спину всадникам и повышает их пробивную силу! Но об этом я вам расскажу, когда будем обсуждать Куликовскую битву.
Мы целый час сидели, разинув рты, не закрывая их ни на минуту. «Рыжий» бегал по подвалу, как по полю битвы… На следующие лекции мы тоже пришли.
На этот раз нам пришлось вместе с Тиберием Гракхом умирать на римском Форуме, где скамейками разбивали головы во время голосования законопроекта. Мы тонули вместе с Гаем Гракхом в холодном Тибре, видели труп Фульвия Флакка. Мы вместе со Спартаком прошли по всей Италии, оплакали его гибель в бою.
После кружка долго ходили по улице Мархлевского и на пятачке напротив здания МГБ обсуждали и переваривали услышанное. «Череп» жаловался, что не понимает, почему один из братьев Горациев убил свою сестру, и римляне одобрили этот поступок.
-Она плакала над трупом одного из братьев Куриациев, врага Рима, только что убитого в поединке с её братьями, - ответил я.
-Так ведь она ничего плохого Риму не сделала, только плакала.
-Но могла сделать, раз любила врага.
-Врагов отечества нельзя любить, - сказал неуверенно Блин.
-Так она ничего плохого Риму не желала, - сказал я, фактически согласившись с Черепом. Потом мы все пришли к выводу, что Гораций убил девушку почти сразу после боя с братьями Куриациями, впопыхах, в разгоряченном состоянии, поэтому ему можно простить убийство. И, вообще, это происходило очень давно, люди тогда были дикие!
После посещения кружка в киоске нашей гостиницы я обнаружил две интересные книги писателя Яна: «История финикийского мальчика» и «Чингиз Хан.» Я сказал маме. Она спустилась к киоску и купила книги. Я окунулся в жизнь древней Финикии. Оказывается, пираты были уже тогда. Приключения мальчика и ватаги пиратов Ла Ла Зора оказались очень увлекательны. Книжку про Чингиз Хана я тоже прочитал запоем. Судьба Хорезм-шаха трогала, но особенно я болел за его сына. Я рассказал о книжках ведущему кружка. Он сообщил, что Ян очень хороший детский писатель, но с точки зрения использованных исторических фактов у него не все достоверно. Кроме того, о том времени до нас дошло мало фактов. В летописях описано все очень скупо и отрывочно.
-Об истории Древнего Рима мы знаем гораздо больше, хотя действие происходило больше тысячи лет раньше. До нас дошли работы римских историков Апиана, Тита Ливия, грека Плутарха и многих других. Правда, как все историки, они давали свое толкование событий, зачастую, используя не дошедшие до нас работы других авторов или устные легенды. Чтобы установить правду, нужно изучить книжки многих авторов, сопоставить с летописями и провести исторический анализ, - прочел мне целую лекцию «Рыжий». А вот «История финикийского мальчика» - просто художественный перевод древней повести, найденной при раскопках, записанной на глиняных табличках. Поэтому в книжке все исторически правильно.
Я был очень горд, так как теперь я не просто читал книжку про Чингиз Хана, а изучал ее и подвергал анализу, понимая, что в ней много фантазии и не все правда. Каждый мыслящий человек должен критически относиться к художественной (и не только художественной) литературе. Так говорил «Рыжий».
В кружке я узнал про греческие полисы: Афины, Спарту. Усвоил, кто такие римские консулы, диктаторы, сенат, народное собрание, демократия. Я уже упоминал, что интерес к истории у меня проснулся после празднования восьмисотлетия Москвы. Лекции «Рыжего» значительно усилили этот интерес. Вскоре я без запинки отвечал на уроке истории, какое государство на территории СССР древнее, Урарту или Византия? Я купил роман Джаваньоли «Спартак». Прочел его от корки до корки; неужели Джаваньоли тоже половину придумал? Все равно написано прекрасно, просто веришь, что так оно и было! Интересно, основная канва событий в романе правильная? Кто это знает?