С легкой руки Келдыша на много месяцев я загремел набираться великого жизненного опыта в свою первую аварийную комиссию. Кирилл же Павлович Флоренский с тех пор ни на какие комиссии -- ни Государственные, ни аварийные, ни на какие другие -- никогда в жизни больше носа не казал. Отдувался только я, специализация у меня такая появилась. Иногда было интересно (когда самого напрямую не касалось), иногда страшно. Уж очень напряжение велико, особенно, если не чувствуешь поддержки за спиной.
Что такое аварийная комиссия? Думаю, все они скроены на один фасон: стая волков. Дашь малейшую слабину -- тебя затопчут и назначат виновным. Выход один -- отлично зная уязвимые места у других, развивать версию, в который ты чист. Все остальные члены комиссии изо дня в день, неделю за неделей, занимаются тем же самым: ищут, как бы свалить вину на другого. Каждый защищается ожесточенно.
Помнится, наша комиссия по "Луне-15" пришла к официальному заключению, что причину аварии установить не представляется возможным. Одним словом -- форс мажор, непреодолимое стихийное бедствие. Но по сути своей причины ситуации мало-помалу прояснились, и они были устранены, так что ничего подобного впредь больше не происходило.
Если производить орбитальные измерения реального положения космического аппарата около Луны незадолго перед посадкой, есть риск, что они сорвутся (например, из-за ветра, который не даст навести огромный диск радиоантенны на цель), и посадка окажется невозможной. Поэтому измерения выполнялись заблаговременно, и между измерениями и командой на посадку проходило заметное время. Но, кроме основного двигателя, на аппарате установлены три малых двигателя его ориентации, которые работают на сжатом газе под давлением. Если клапаны этих двигателей не отполированы и не пришлифованы, то возможна небольшая утечка рабочего тела -- сжатого газа, которая вызовет неучтенный проброс аппарата вперед по его орбите. Набрать сорок километров вдоль орбиты за время от произведенных измерений до посадки -- пара пустяков.
Между тем, из-за плохого знания гравитационного поля Луны (позже его параметры были уточнены с помощью двух специально для этого предназначенных спутников Луны) данные измерений быстро устаревали. Так оно, видимо, и случилось на "Луне-15", хотя никто в этом никогда не сознался. Из-за едва заметной утечки рабочего тела в двигателях ориентации (или из-за устаревания орбитальных параметров) аппарат проскочил на сорок километров вперед по ходу своего движения и, вместо спуска в расчетную точку, врезался в склон перехода от моря к материку. (При всех последующих посадках на лунную поверхность последнее измерение выполнялось на витке посадки, как только КА выходил из-за Луны, и на основании этого измерения уточнялось и заново задавалось время включения тормозного двигателя).
На эпопее с "Луной-15" я близко познакомился с О.Г.Ивановским (род. в 1922 г.). Судьба бросала его из огня да в полымя. Он встретил войну 22 июня 1941 г. в погранвойсках, а закончил 14 мая 1945 г. у Праги. Ему довелось промаршировать по Красной площади на параде Победы 24 июня 1945 г.
В 1947 г. он поступил на работу в НИИ-88. В 1950 г. там было создано ОКБ-1 по разработке ракет дальнего действия, главным конструктором которого стал С.П.Королев. В 1959 г. Ивановский был определен ведущим конструктором первых космических кораблей "Восток". В исторический день полета Юрия Гагарина 12 апреля 1961 г. Ивановский был последним, кто закрыл за ним люк.
С.П.Королев ценил дипломатические способности Ивановского. Как верного союзника, в 1961 г. он направил его на работу в Кремль, в аппарат Военно-промышленной комиссии при СМ СССР. Поэтому мы с ним на фирме Королева и не сталкивались. А в конце 1965 г. Ивановский был переведен заместителем главного конструктора Г.Н.Бабакина по Луне. Здесь-то мы с ним впервые и познакомились. Кстати, он плодовитый литератор. Его перу -- под псевдонимом Алексей Иванов -- принадлежит несколько интересных по фактическому материалу книг по космонавтике: "Первые ступени", "Старт завтра в 9...", "Впервые". По лунным делам мы с ним стали неразлучны вплоть до последнего полета лунной программы в 1976 г. АМС "Луны-24". Но всё это будет потом.