авторів

1573
 

події

220572
Реєстрація Забули пароль?
Мемуарист » Авторы » Aleksandr_Gurshtein » Первая мягкая посадка на Луну: Эпопея "Луны-9" - 3

Первая мягкая посадка на Луну: Эпопея "Луны-9" - 3

20.02.1966
Москва, Московская, Россия

   Успешная мягкая посадка на Луну вызвала всплеск эмоций на предприятиях Королева и Бабакина. Точка зрения на произошедшее фирмы Королева: мы затратили уйму сил и времени на отработку конструкции, так что после этого только идиот мог не выполнить успешную посадку. Вывод: лавры достались Химкам незаслуженно. Точка зрения фирмы Бабакина: раньше этим делом занимались неопытные (читай, не слишком квалифицированные) проектировщики. Действуй они в том же духе, могли бы загубить еще не один десяток аппаратов. Вывод: не умеешь -- не берись.

   Сам Королев всего этого уже не видел и не слышал. Он погиб в Кремлевской больнице от руки опытнейшего хирурга (и министра здравоохранения) за месяц до успешной мягкой посадки "Луны-9". Я хорошо знал молодых ребят, инженеров-проектировщиков, по обе стороны баррикады. И в той, и в другой команде у меня до сих пор добрые друзья. Не брался -- и сегодня не берусь -- судить, кто из них на самом деле был прав. Должно быть, отчасти, те, отчасти, другие. Истина, как водится, где-то посередине.

   С первой в истории человечества мягкой посадкой "Луны-9" связан еще один достойный внимания эпизод. Сразу же после посадки с борта "Луны-9" была передана на Землю панорама лунной поверхности. Как тогда было заведено, перед публикацией ее надо было показать членам Политбюро и согласовать текстовку. Были выходные, и никто не смел нарушить отдых властелинов страны. Спешить-то, вроде, было некуда. Мир мог и подождать. Тем временем западные журналисты насели на сэра Бернарда Ловелла (1913-2012), выдающегося радиоастронома и директора британской обсерватории Джодрелл Бэнк близ Манчестера, где располагался самый крупный тогда в мире 76-метровый радиотелескоп. (Теперь в Германии есть полноподвижный радиотелескоп поперечником в 100 метров; есть радиотелескопы и еще больше). Нам с сыном Мишуней в 2000 г. довелось его видеть собственными глазами на экскурсии во время съезда Международного Астрономического Союза в Манчестере.

   Как я уже писал, сеансы связи с лунными аппаратами шли из Симферополя. Джодрелл Бэнк по долготе не так уж далек от Симферополя, и Ловелл взял за правило на своем радиотелескопе записывать советские сигналы из космоса -- на всякий случай (не знаю, может его кто-то об этом и просил, например, американцы). Записал он, разумеется, и сеансы связи с "Луной-9".

   Журналисты допытываются у Ловелла: "Что русские передали с Луны?". Ловелл отвечает: "Эта серия сигналов -- картинка в режиме фототелеграфа". Журналисты не успокаиваются: "Можете Вы ее раскодировать?". Ловелл: "Конечно, если Вы мне предоставите оборудование, которое, кстати, довольно примитивное". Оборудование безотлагательно доставили, и Ловелл картинку расшифровал. Она тотчас появилась во всех газетах мира. Ходили слухи, что он торговал картинками по сто долларов за штуку с каждого издания. Не знаю, не проверял.

   Первая реакция советского партийного руководства была почти-что истерической: "Нас прилюдно обокрали!". Так случилось, что тот день я, неприметный инженер, провел с утра до вечера вместе с Е.Ф.Рязановым в кабинете Генерального директора ТАССа. Именно в этот кабинет приносили новые и новые варианты сообщения ТАСС, дискредитирующие Бернарда Ловелла. Поскольку речь шла о научном космосе, писали их помощники Келдыша (тогда я их лично еще не знал и поэтому не могу сказать, кто именно). Первоначальный смысл сообщения ТАССа был: "Ловелл -- грязный жулик, который украл наши фотографии с Луны".

   Было еще и отягчающее его вину обстоятельство. Расшифровывая картинки, Ловелл выбрал неправильное соотношение масштабов по горизонтали и вертикали, так что его изображения были вытянуты по вертикали в три раза. Следовательно, он -- жулик, который вдобавок ко всему еще и ввел в заблуждение мировую научную общественность.

   Позиция самого Ловелла была, между тем, вполне миролюбивой. Ничего я не крал. Я использовал честно принятый мной радиосигнал. Вы его не кодировали и никаким секретом он ни для кого не являлся. Авторство фотографий, разумеется, ваше, вы их и публикуйте в правильном виде. Только вы три дня темните, а весь мир заинтригован, изнывает от любопытства. Вот я и помог любознательным землянам чуть-чуть раньше заглянуть, как там на Луне. Так я прорекламировал ваши собственные достижения. Советский Союз, кстати, в то время еще не подписал Женевскую конвенцию по авторским правам (я уже писал, что она вступила у нас в силу только с 27 мая 1973 г.), и привлечь Ловелла по юридическим основаниям никак не представлялось возможным. Мы сами только и делали, что публиковали чужие фотографии безо всяких оплат и разрешений.

   Час за часом советская позиция в новых черновых набросках сообщения ТАСС смягчалась. Келдыш вспомнил, что бывали случаи, когда наши центры дальней космической связи теряли радиосигнал и приходилось обращаться за помощью к Ловеллу. Тот всегда помогал, делился принятым сигналом. Теперь искаженные фотографии уже опубликованы, случившегося не вернешь, а расплеваться с Ловеллом -- чревато в будущем. В окончательном варианте ТАССовского текста только и сделали, что Ловелла малость пожурили. Мы, дескать, не в обиде, но негоже без толку спешить и людей смешить. Мы, дескать, и медлили, не дай Бог, вовсе не потому, что боялись беспокоить престарелых партийных лидеров на отдыхе, а постольку, поскольку боролись за высокое качество. Так вот и вершилась высокая государственная политика.

   В США я однажды получил от прессы непростой вопрос: была ли посадка "Луны-9" действительно мягкой? Я стал выяснять, что именно понимает спрашивающий под термином мягкая посадка. Он отвечал: если бы на борту КА были бы космонавты, остались бы они живы? Ответ на такой вопрос отрицательный: перегрузки при контакте "Луны-9" с поверхностью Луны были слишком велики. Но в моем понимании критерий мягкой посадки совсем другой: это торможение перед контактом с поверхностью до такого уровня, чтобы сохранить КА и оборудование, решить поставленные научные задачи. По этому критерию посадка "Луны-9", безусловно, была мягкой. Думаю, что такую точку зрения разделял и Международный Астрономический Союз, дав в дальнейшем части Океана Бурь в районе посадки "Луны-9" особое название -- Залив Прилунения.

Дата публікації 15.03.2021 в 21:21

Присоединяйтесь к нам в соцсетях
anticopiright Свободное копирование
Любое использование материалов данного сайта приветствуется. Наши источники - общедоступные ресурсы, а также семейные архивы авторов. Мы считаем, что эти сведения должны быть свободными для чтения и распространения без ограничений. Это честная история от очевидцев, которую надо знать, сохранять и передавать следующим поколениям.
© 2011-2025, Memuarist.com
Юридична інформація
Умови розміщення реклами
Ми в соцмережах: