V. Гл-15. Дежурство в Громово
Много времени проводим в классах - готовимся к стрельбам на астраханском полигоне «Ашулук». Летаем мало. Сделал по одному полёту днём и ночью, на перехват. Один из них на потолок.
Приехала к нам в полк какая-то дама из КБ, где «изобретают» ракеты, которыми нам предстоит стрелять. В помощь, так сказать. Я, как исполняющий обязанности начальника ВОТП (Воздушно Огневой и Тактической Подготовки), с ней делаю «методическую разработку» полёта на пуск ракет – схему выхода на цель, высоту, очерёдность пусков, порядок действия с арматурой кабины и прочее. Вроде сделали.
25 апреля, день, ПМУ. Сегодня у нас «стрельбы». Так говорится, хотя это и не стрельба, а пуск ракеты. Обычно, при стрельбах на Як-28, летели в Астрахань, на ПВОшный аэродром «Приволжский», там ещё готовились и потом только летели на полигон. Сейчас проще – взлетели из Гудауты парами, идём по маршруту с интервалом. Пришли на полигон, с помощью штурмана КП нашли - увидели парашютную мишень ПМ-6, пустили по малой ракете и домой. Заняло это 2 часа 37 минут. Как записано в лётной книжке, - «Выполнил боевую стрельбу ракетой «Б - Б» класса «В – В» по «ПМ-6» по Упр.-49 – КБП–АПВО-ИОН-86г.». То есть – ракетой Ближнего Боя, класса Воздух-Воздух по Парашютной Мишени, …согласно… Курса Боевой Подготовки Авиации ПВО – Истребители Общего Назначения…. Всё, теперь с «чистой совестью» можно заступать на Боевое Дежурство.
Перед заступлением на БД каждый лётчик выполнил полёт на «отстрел пушки». То есть попробовали, что это такое - стрельба из пушки на Су-27, как это выглядит. Редко кто из лётчиков вообще когда-нибудь стрелял из самолётной пушки. Если только те, кто летал на Су-15 или МиГ-17. Но, с Су-15 у нас вроде никого и не было. Некоторые из нас закончили училище на МиГ-17, в том числе и я, но там до стрельб «дело не дошло». Пушка на Су-27 вполне приличная,
30-миллиметровая, скорострельность 1500 выстрелов в минуту. Установлена она жёстко в крыле. Для большей точности - безо всякой амортизации. А поэтому, когда нажимаешь на гашетку стрельбы, слышна не стрельба, а гул и даже не вибрация, а мощная и крупная «дрожь» всего самолёта. Зеркала заднего обзора, что стоят в верхней части фонаря, сворачиваются «кто куда». Снарядов вроде и немного – 150 штук, но имеют вес почти полкилограмма. В ленте чередуются «осколочно-фугасно-зажигательный» и «бронебойно-трассирующий» снаряды. Достаточно попадания одного-двух снарядов и «супостату» «привет». Есть ещё «перегруженный вариант» - 180 снарядов, это для Боевого Дежурства.
Ещё в мае 1987 года я дежурил на Як-28П и вот, не прошло и года, заступил в это же самое Дежурное Звено на Су-27. Оперативно, блин. В принципе, всё по-прежнему. Задачи те же, только время вылета из Готовности увеличилось. Больше времени занимает подготовка оборудования и систем самолёта к вылету. Одна только «раскрутка» ПНК занимает 3 минуты, и это в ускоренном режиме. В нормальном режиме на это уходит вообще до 15 минут. Ну, и просто самих самолётных систем больше.
Да, всё кончилось - «переучивание», «освоение нового самолёта»! Теперь Дежурное Звено – Родной Дом! За май у меня только две лётные смены и один вылет «по тревоге» - устроили как-то ночью ЛТУ (Лётно-Тактическое Учение) полка, с объявлением «Готовности», с выруливанием из зон рассредоточения – всё «по-взрослому»! Сделал два облёта самолёта после регламентных работ в ТЭЧ. Хотя и набор 16000 м по Программе облёта, но всё быстро – в среднем сорок минут на полёт. Кстати, получили первую спарку Су-27УБ. Первый раз на ней слетал при облёте.
В технической зоне наши техники построили баню - отличную, с парилкой. Топится, разумеется, керосином. Топка сделана из кислородных баллонов. Просто капает туда керосин и горит как в камере сгорания реактивного двигателя, и гудит так же. Баллон, со стенкой толщиной в сантиметр, раскаляется до малинового цвета. Баня просторная, теперь тут можно вместо гаражей отмечать разные знаменательные события. Что периодически и делаем.