В марте погода в основном сложная, нам такая и нужна. Летаем в основном ночью. Двигаемся по Программе, как только её выполним - «отстреляемся». И заступим на Боевое Дежурство.
Тут из «верхнего» штаба пришло указание отправить пару от нашего полка на какое-то ВИУ (Военно-Исследовательское Учение). На какой-то период с базированием в аэропорту «Звартноц» - это Ереван. Собираются там отрабатывать действия по перехвату в условиях гор «малоскоростной низколетящей цели». Это одно из «последствий» полёта Руста. В эту пару назначали меня и Володю Ишкова. Для тренировки зам командира полка Родионов Владимир Александрович запланировал нам несколько полётов по такой «малоскоростной низколетящей» цели. Роль такой цели исполнял наш полковой спасательный вертолёт Ми-8. Идёт он над морем на малой высоте, а нашу пару КП наводит на него. Весь вопрос в том, как нам его обнаружить? Ведь скорость вертолёта меньше 180 км в час, а прицел у нас «доплеровский» и цель, со скоростью ниже 180 км/час не видит. И не должен видеть. Так же как и не видит цель при малой скорости сближения с ней. Это когда цель летит под ракурсом 4/4, то есть пересекает курс перпендикулярно. Вот тут и обнаружилась интересная особенность. Самолётный локатор видит цель и «выдаёт» её метку на экран прицела, показывает дальность до неё – 26 км, а на самом деле цель в шести км и мы её наблюдаем визуально. Оказывается, прицел «видит» вертолёт за счёт большой угловой скорости вращающегося несущего винта. Но «врёт» дальность.
Выполнили мы несколько таким полётов, поупражнялись. Но, ни на какие ВИУ не полетели. В Ереване началась какая-то очередная местная «перестроечная заварушка» и учения отменили.
В последнюю ночь марта слетал контрольный полёт на Як-28У, потом выполнил на Су-27 Упражнение-90 - «зачётный полёт на воздушный бой» ночью в минимуме. Выполнена основная Программа подготовки к несению Боевого Дежурства на Су-27 и получен допуск к «взлёту ниже минимума» погоды ночью – «100 на 1500». Кстати, в эту последнюю ночь марта, 31 числа, я летал «крайний» раз на доблестном Як-28!
В выходные собрались небольшой компанией – моё семейство, Марценюка и вместе с примкнувшим Юрой Климом поехали в Новый Афон. Так, для разнообразия и «культурного времяпрепровождения". Как назло, зарядил противный мелкий дождь. Спрятались в небольшой летней кафешке. Разнообразили себя пивом и шашлыком. Шашлык здесь готовится оригинально – жарится мясо на сковороде на плите, потом «доводится» на мангале. Всё чин-чином - и опалённое мясо, и запах дыма. Распогодилось, побродили по Ново – Афонскому монастырю, сфотографировались под пальмой на фоне монастыря.
В нелётные дни тоже «не скучаем». Участвуем в строительстве дороги до ГСМ. У каждой эскадрильи свой участок. Мы «корчуем» бордюры, суетится рядом мастер-ремонтник из какой-то гудаутской дорожно-строительной конторы. И тут Гена Горшков случайно «раскрыл» один из профессиональных секретов дорожников. Взял деревянную рейку, которой мастер размерял ширину дороги для укладки асфальта, и прислонил к себе, чтобы «уточнить» свой рост, и «офигел» – он резко подрос на 10 см. Оказывается, рейка ловко размечена - десять сантиметров пропущено. Потом этот «пропуск» даёт хорошую экономию асфальта.
Построили у нас новый жилой дом. Не в городке, а на отшибе, ближе к полосе. Получил и я там квартиру. Обживаемся. Втихую, когда должен отдыхать перед ночными полётами, устраняю всякие недоделки строителей, зато сосед мой, инженер одной из эскадрилий в это время обязательно спит. Ремонтом у него занимается кто-то из прапорщиков. Элита, блин! Чувствуются руки военных строителей – в полу щели, межкомнатные стены в квартире слегка кривоваты. Внутри этих пустотелых стен по ночам резвятся мыши, которые сбежались в новый дом со всей ближайшей округи.