авторів

1559
 

події

214720
Реєстрація Забули пароль?
Мемуарист » Авторы » Gennady_Chergizov » Мой первый боевой самолет - 2

Мой первый боевой самолет - 2

11.11.1977
Спасск-Дальний, Хабаровский край, Россия

на фото: - г.Спасск-Дальний - 01.78г.

 

 У профилактория: Н.Зайцев, Ю.Березин, В.Бобровский, В.Савицкий, А.Афонин, М.Бодунов, А.Скорик, А.Григорьев, В.Тепляков.

 

 

 

     Утром следующего дня мы стояли на перроне этого самого героического Спасска – Дальнего и первое, что  увидели, это надпись по фронтону здания вокзала  - «Штурмовые ночи Спасска, Волочаевские  дни»… Было холодно.  Дул пронизывающий ветер,   довольно пасмурно. В  общем, как-то неприветливо. Да и никто нас не встречал. Ни хлеба, ни соли, ни даже оркестра. Шутка.

 

     На привокзальной площади нашли зелёный военный автобус, он оказался именно из авиационного полка, куда нам и надо. В Спасске был ещё один авиаполк,  ВВСовский. Там были Ту-16 – «разведчики», но их почему-то называли «бомбёры». Так нас в Спасске местные и делили – на «бомбёров» и «истребителей». Солдат, водитель автобуса, обещал нас доставить в полк, но надо было подождать пока придёт помощник дежурного по полку, которого автобус и привёз встретить кого-то с опаздывающего московского поезда. Это был наш поезд. Тут мы с удивлением узнали, что этот поезд должен был прибыть  ещё вчера утром, но опоздал на сутки. Оказывается, здесь это не то, чтобы бывает часто, но в порядке вещей.

 

     Наконец появился помощник с теми, кого он встречал и мы тронулись, так сказать, к новому месту службы, а точнее сказать – к первому месту своей предстоящей службы. К месту расположения  821-го  истребительного авиационного полка  23-го  корпуса ПВО  11-ой Отдельной Армии ПВО  Краснознамённого Дальневосточного Военного Округа. Все эти наименования, кроме  наименования Округа, были секретными и упоминались только в секретных документах. А в обыденной жизни  все полки, корпуса, дивизии и Армии имели прозаические наименования – войсковая часть. Так Спасский  полк именовался в/ч 21261,  а сам  23-ий Корпус, в который входил наш полк,  – в/ч 03103, штаб которого  располагался в героическом городе  Владивостоке.

 

     Штаб нашего полка находился на втором этаже двухэтажного здания, такого типичного для Приморья, как я потом уже заметил. Большинство  штабов, казарм и других армейских зданий располагались в подобных двух и трёх этажных крупных, даже монументальных зданиях. Видимо строили их в одно время, наверное,  где-то в тридцатые годы, когда Красная Армия «осваивала» Дальний Восток. А может и после войны, потому как слышал краем уха, что строили здесь и японцы. А японцы, скорее всего военнопленные. Особенно выделялись в этом отношении Дома Офицеров, которые даже в небольших гарнизонах зачастую были просто шикарными. Монументальные здания, наверное, стиля  «ампир» – часто с колоннами.   С обязательной биллиардной и отличными биллиардными столами. Подозреваю, что некоторые из столов  там так и стоят с момента постройки этих зданий. Вот эти биллиардные и наводят на мысль, что строили эти дома в тридцатые годы, когда биллиард был очень популярен и  в Красной Армии регулярно проводился чемпионат. Было даже что-то вроде федерации, и возглавлял её чуть ли не сам Ворошилов. О, как!

 

     Встретили нас в штабе без особого энтузиазма, как-то даже тоскливо. Да и понятно, в этот полк каждый год приходят лётчики лейтенанты из училищ. Их тут переучивают на Як-28П и через год отправляют дальше по полкам, где некогда возиться с молодыми лётчиками, а надо нести Боевое Дежурство. Ведь  Спасск - Дальний  находится, что говорится, не на «первой линии», хотя и было до китайской границы какие-то сорок километров. Здесь хоть и было Дежурное Звено, но Боевое Дежурство протекало «вяло» - в основном поднимались перехватчики  по контрольным целям. Как-то никто не считал всерьёз, что можно ожидать угрозу с воздуха со стороны Китая.   

 

     Встретивший нас начальник штаба полка рассказал, кто в какую эскадрилью определён и мы разошлись по эскадрильским классам. Там уже конкретней знакомились с личным составом эскадрильи, узнавали, в какие  звенья  нас определили. Знакомились мы с личным составом, можно сказать, заочно, так как сегодня были полёты. Все были на аэродроме, а встретил нас один из командиров звена, старший лейтенант  Подкорытов, он нам всё это и рассказывал. Да, чувствовалось модное в это время «омоложение» или «озеленение» в Вооружённых Силах – командир звена старший лейтенант, а командиром нашей эскадрильи был капитан Лахмоткин.

 

     Узнали, что предстояло нам жить пока в профилактории, что займёмся мы переучиванием на месте в полку. Сначала теоретически, потом со временем начнём и летать. Узнали также и о том, что раньше уже прибыли несколько человек наших однокашников. С интересом узнали, что Спасск город не простой, что много здесь оседает бывших зэков, что вечером бродить по городу небезопасно.  И в подтверждение этого, наш собеседник сообщил, что один лётчик, из ранее прибывших,   наш однокашник, находится в госпитале.  Он получил удар молотком по голове вечером возле  дома, когда выносил мусор. Вот так.  И ещё добавил:

 – Жить будет или нет - неизвестно, но летать не будет точно.

Совсем стало невесело. Что-то всё меньше и меньше нравился мне этот Спасск со своими «штурмовыми ночами».

 

     Но, как,  наверное, и должно быть, – со временем всё оказалось не совсем так грустно. Хотя, к своему большому удивлению, я обнаружил, что военных здесь не любят. Как-то странно это было – везде и всегда в нашей стране,  и это было аксиомой, – военных уважали, даже любили. Так уж сложилось. Я и подумать не мог, что где-то может быть иначе. Но приходилось самому в этом  убеждаться. Как-то в одном сельском магазине, уже на выходе, услышали мы с товарищами себе вслед ну, прямо шипение одной молодой и симпатичной продавщицы - «Офицерьё!»  Это было даже не обидно, а как то странно.  Слышал я объяснение этому явлению – мол, осталось здесь много потомков белогвардейцев, всяких антисоветских элементов, что не успели в Маньчжурию перебраться. Но как-то это не сходилось. В те далекие времена как раз понятие «офицер» больше  связывалось с белогвардейцами, у нас же  были «красные командиры».    Ну, да ладно. А кстати сказать, лётчик, который попал в госпиталь в первые дни пребывания в негостеприимном Спасске, долго и успешно летал.

 

Дата публікації 31.10.2020 в 16:12

Присоединяйтесь к нам в соцсетях
anticopiright Свободное копирование
Любое использование материалов данного сайта приветствуется. Наши источники - общедоступные ресурсы, а также семейные архивы авторов. Мы считаем, что эти сведения должны быть свободными для чтения и распространения без ограничений. Это честная история от очевидцев, которую надо знать, сохранять и передавать следующим поколениям.
© 2011-2025, Memuarist.com
Юридична інформація
Умови розміщення реклами
Ми в соцмережах: