2. Егорьевская начальная школа
Моя мать работала учительницей, и поэтому мое знакомство с Егорьевской начальной школой состоялось задолго до поступления в первый класс.
Каждый год, (детская память отчетливо сохранила лишь два: 1963 и 1964) обычно это случалось в конце мая, в школу приезжал фотограф, и мать непременно брала меня с собой, чтобы сфотографировать, потому то других возможностей для этого в деревне не было. Меня усаживали на передний ряд, вместе с сыном второй учительницы, Валентины Алексеевны, и я сидела неподвижно, почти не дыша, боясь нечаянно моргнуть и испортить ценный снимок.
Совсем маленькой я робела в школе, она казалась мне очень большой, так что я ни на шаг не отходила от матери, или от Гали Ивановой, нашей соседки через дом, которой мать обычно поручала присматривать за мной, пока сама была занята учениками и огранизацией съемок.
Кроме этого, летом мать частенько сажала меня на велосипед, и мы ехали в Егорье в магазин или просто навестить ее коллегу. Пока взрослые разговаривали, я гуляла по пустому зданию, с интересом разглядывая классы: стройные ряды парт, блестящую черную доску, стол учителя, круглый глобус в шкафу, свернутые в рулоны географические карты…
Мне нравилась школа, нравился ее особенный запах, неповторимый и очень памятный. Я и сейчас иногда встречаю такой в старых зданиях, и он сразу напоминает мне о детстве.
***
Егорьевская начальная школа была старой дореволюционной постройки, с двумя просторными классными комнатами, столовой, кухней и квартирой для семьи учителя. Отопление обычное, печное, туалеты в пристройке – три кабинки, разделенные дощатой перегородкой, единственное сантехническое «удобство» - рукомойник на стене. Зимой вода в нем нередко замерзала или была такой холодной, что пользоваться ею было опасно.
Парадное крыльцо располагалось с южной стороны школьного здания, черный вход – с северной. Им пользовались члены семьи учителя и техническая служащая – для подноски воды с колодца и дров.
Войдя в парадное, ученики попадали в светлый маленький коридорчик, а потом в раздевалку, из которой вели две двери, одна – в большой класс, вторая – в столовую. В меньший класс можно было попасть только через нее.
Каждая классная комната вмещала учеников сразу двух классов, даже парты там были разного размера: справа - для малышей, слева - для ребят постарше. Большая комната располагалась с южной стороны и поэтому была очень светлой и солнечной. В углу стояла кадка с фикусом, на окнах – горшки с цветами. Занимались здесь 2 и 4 классы. Меньшая комната по размерам почти не уступала своей соседке, но лишенная по утрам солнечных
лучей, казалась темнее и уже. Ее делили меж собой первоклашки и учащиеся 3 го класса.
Столовая служила одновременно комнатой для игр и отдыха между уроками. Вдоль окон стояли длинные столы и по обеим сторонам – лавки. В большую перемену ученики садились и техничка тетя Люба Кокорева торжественно вносила большой таз с картошкой. Впрочем, об этом чуть позже.
В другие перемены ученики играли здесь, бегали, разговаривали, играли в шашки. Весной и осенью, когда позволяла погода, можно было выйти в перемену на улицу, побегать, подурачиться, просто подышать свежим воздухом.