Вторая часть биографии дяди Натана в глазах советского гражданина была просто идеальной. Какое-то время поколесив по Украине в поисках интересного дела и нормального жилья, дядя оказался в Самборе, где и осел, а также последний раз женился на женщине с ребенком.
Сначала он работал вторым секретарем в горкоме партии, а как только раздался клич к объединению мелких хозяйств в крупные колхозы, Натан Михайлович первым вызвался его возглавить.
Вот где пригодилась его природная энергия и харизматичность! За рекордный срок колхоз стал самым образцовым в Западной Украине ! И это после жутких времен зачистки всех «вражеских элементов», заподозренных в связях с бандеровцами! Ему удалось сохранить своих подопечных жителей почти в полном составе да еще влюбить их в себя! Я видела приметы этой любви своими глазами!
Забегу вперед – на год-полтора, когда я впервые поехала к дяде Натану в гости.
– Ты меня, детка, извини за редкие встречи! Сам пригласил, а теперь и не видимся, – оправдывался дядя, которого я действительно за месяц гостевания видела по полчаса в день.
Он вставал с рассветом, быстро завтракал и уезжал на «уазике» со своим шофером. Объезд далеко раскинутых по горам сел заканчивался вечером. Потом дядя Натан возвращался в свое правление, где–то под городом, а домой приезжал в 22.00 или позже.
– Дуся, Люся, где вы, мои девочки? – раздавался в прихожей бодрый голос дядюшки. – Ужинать будем?
Мы выбегали навстречу и попадали в объятия дяди Натана. За ужином он рассказывал своей жене о событиях дня.
– Рапорт сдан! – шутил он.
– Рапорт принят! – спокойно говорила тетя Дуся, не умеющая повышать голоса. – Но так ты долго не протянешь.
– И черт с ним!– легкомысленно отмахивался супруг.
Какими ласковыми глазами она смотрела на своего обожаемого мужа!
Ужинал дядя с водочкой. Он вообще любил выпить, но ни разу в жизни я его не видела пьяным. Водочка, очевидно, полюбила организм дяди, не желая ему напакостить. Он не жаловался на слабое здоровье.
Рядом с красивым горбоносым дядей, похожим на грузина княжеских кровей, тетя Дуся выглядела провинциальной теткой из обслуги. Никакая дорогая одежда не спасала ее от подобного впечатления на окружающих.
Некрасивая, курносая, с жиденьким перманентом на голове, без макияжа, как сказали бы сейчас. Она еще и говорила не очень грамотно, с акцентами деревенской девушки, попавшей недавно в город.
Все предыдущие женщины дяди Натана были яркими (сужу по фото), но только тете Дусе удалось завоевать его сердце на всю оставшуюся жизнь. В ней было обаяние доброты в сочетании с жизнелюбием. Тетя Дуся стала боевой подругой – преданной, терпеливой и выносливой по-мужицки. Мой дядя вытянул счастливый билет.
Тетя Дуся прошла всю войну медсестрой, в самом начале потеряв на фронте мужа. Познакомилась она с Натаном Михайловичем, когда тот работал директором детдома в Днепропетровской области. Счастливый билет достался и усыновленному ее сыну, Вите, для которого дядя стал по-настоящему родным.
Вскоре эта дружная семейка пополнилась младшим сыночком, Арсеном.
Понимая, что ее муж по натуре лидер, тетя Дуся не рисковала навязывать ему свое представление о жизни, но сумела отвоевать и себе какое-то пространство в этом сложном союзе двух людей. Дядя Натан уважал ее и баловал щедрыми подарками.