авторів

1621
 

події

226101
Реєстрація Забули пароль?
Мемуарист » Авторы » Aleksandra_Smirnova » Воспоминания о детстве и молодости - 134

Воспоминания о детстве и молодости - 134

07.01.1832
С.-Петербург, Ленинградская, Россия

В бытность мою в Кон приезжал в к Алексей Александрович; ему назначалось плавание в Великом океане. Цветущий и красивый юноша. С ним была свита: ботаник, инженер, доктор Сдекауер, которому он обязан своим здоровьем. Я видела маленького Алексея у Анны Тютчевой. Бледный, желтенький пятилетний ребенок, он рисовал в Дармштадте корабли и русских орлов и играл с сестрой Марьей Александровной, тоже слабенькой девочкой. Она страдала глистами; ее вылечил Обломиевский омеопатией; Анна с помощью английской няни Кити вытаскивала клубки зловредного червяка солитера, который всю пищу отравлял. Когда девочка оправилась, получила месячное очищение в 11 лет; государь, который обожал это милое дитя, хотел всегда, во все погоды с ней кататься, чего Анна не могла допускать, когда она была нездорова. С этой поры поселилось в душу государя неудовольствие на Анну[1], которое повело ей к свадьбе с Иваном Аксаковым, этим заподозренным врагом общественного порядка, славянофилом.

Соболевский при сей верной оказии ради красного словца написал четверостишие: Иван и Анна венчаются у Спаса на Бору, древнейшей церкви в Москве. Тургенев Александр, которого спрашивали, что нового по Москве: Спаса на Бору взяли ко двору. И точно, некогда окруженный густым бором бедный Спас окружен теперь фрейлинскими покоями.

Соболевский сочинил тогда стихи на всю Славянщину[2]:

Ненавистны мне синие чулочки

Хоть на министерской дочке

Кошелев, сидя на бочке пенного вина

и проч.

На барона Александра Мейендорфа он написал тоже[3]:

Везомый парой, а не паром,

Москву изъездил Мейендорф.

Он ей сказал, что есть дрова и торф.

Поверила Москва-столица,

Церквей, что сорок сороков,

А эти сорок сороков

Лишь только нуль и единица

К числу бессчетных дураков.



[1] ...государь, который обожал это милое дитя... неудовольствие на Анну...-- Об особой привязанности и Николая I к внучке Марии, и Александра II к дочери см. в воспоминаниях А. Ф. Тютчевой "При дворе двух императоров" (М., 1928. С. 171, 172, 194). О причинах, побудивших А. Ф. Тютчеву расстаться со двором, где она провела 13 лет, сперва как фрейлина имп. Марии Александровны, потом воспитательница ее младших детей Марии, Сергея и Павла, см. вступит. статью С. В. Бахрушина к указ. книге (с. 7--9).

[2] Соболевский сочинил тогда стихи на всю Славянщину...-- Смирнова в приведенных стихах, как всегда неверно переданных, объединила две эпиграммы С. А. Соболевского: на А. Д. Блудову (Эпиграммы и экспромты С. А. Соболевского. Под ред. В. Каллаша. М., 1912. С. 19) и "Корифеям московского славянофильства" (там же, с. 44). Вторая строфа эпиграммы на Блудову:

Смешны мне синие чулочки

Хотя и и в пожилых годах,

Хотя б на министерской дочке,

На камер-фрейлинских ногах.

Стихи из эпиграммы о славянофилах:

Пред ним коленопреклоненный,

Не чуждый также откупов,

Кадит усердно муж почтенный,

Творец "Беседы" Кошелев.

В предыдущей строфе: "На бочке пенника простого / Блаженный Кокорев сидит".

[3] На барона Александра Мейендорфа он написал тоже...-- Следует неточно переданная эпиграмма Соболевского "Легенда" (Соболевский С. А. Указ. соч. С. 70--71). См. также в "Баденском романе" (наст. изд., с. 356).

Дата публікації 23.05.2019 в 15:21

Присоединяйтесь к нам в соцсетях
anticopiright Свободное копирование
Любое использование материалов данного сайта приветствуется. Наши источники - общедоступные ресурсы, а также семейные архивы авторов. Мы считаем, что эти сведения должны быть свободными для чтения и распространения без ограничений. Это честная история от очевидцев, которую надо знать, сохранять и передавать следующим поколениям.
© 2011-2025, Memuarist.com
Юридична інформація
Умови розміщення реклами
Ми в соцмережах: