Autoren

1427
 

Aufzeichnungen

194062
Registrierung Passwort vergessen?
Memuarist » Members » Mariya_Galembo » По закоулкам воспоминаний - 11

По закоулкам воспоминаний - 11

01.10.1927
Желтое (Желтые Воды), Днепропетровская, Украина

 Через дорогу от нас, за высоким и плотным забором жил мало с кем общавшийся старик – Беня. Не помню, чтобы кто-то называл его по фамилии, Он занимался шорным делом – изготовлял сёдла, сбрую, хомуты для лошадей. Наверное, нелёгкая работа. А однажды я видела, как к его дому на извозчике подъехала стройная, нарядная молодая женщина. Оказалось, что это его дочь, жившая в Харькове (в селе всё знают!). На ней была очень красивая шляпка и дивной красоты пальто, отороченное по низу блестящим атласом – по моде того времени. Я тогда подумала, что на моей маме всё это выглядело бы еще красивее и мысленно решила: вот вырасту – обязательно куплю маме такое же... Сожалею, очень сожалею, но никогда ничего такого выдающегося я своей маме так и не купила.

А был ещё один примечательный еврей – Лэйба. В войну он служил в кавалерии, в боях лишился ноги и ходил «на деревяшке». Он был вдовец, и была у него удивительной красоты дочь лет двенадцати – Рахиль. Лэйба работал конюхом у какого-то предприимчивого мужика, державшего извоз. Жили они очень бедно и неухожено. И все еврейские семьи считали своим долгом помогать им, делая это и мягко и доброжелательно. Рахиль любили все, но не думаю, что у неё были какие-то добрые перспективы... К Лэйбе все относились с уважением.

Официальной, объявленной синагоги не было. Даже церковь в ту пору чувствовала себя шатко. Но, видимо, какой-то молитвенный дом был (скорее всего – у Венецких), т.к. по субботам и праздникам еврейские мужчины ходили куда-то молиться. Это не афишировалось. На мой вопрос «куда?» мама мне так и не ответила. Но именно у дома Венецких я видела впервые еврейскую свадьбу под хупой.



    За время моей жизни в с. Жёлтом не помню ни одного случая проявления враждебности к евреям. А общинность и взаимопомощь в еврейской среде поддерживались. Мне хорошо запомнился один такой случай. В село приехал (наверное по предварительной договорённости с кем-то представляющим общину) невысокого роста худой и очень болезненного вида мужчина. Он не был родственником кого-либо из местных и даже знаком ни с кем из них не был. Но по рекомендации то ли рава, то ли ещё кого приехал долечиваться (сельский воздух, питание) после стационарного лечения. Каждая семья по неделе содержала его у себя. Не знаю, как у других, но у нас ему отвели самую парадную комнату, мама готовила для него отдельно предписанную ему диету, каждое утро ставила ему на стол кувшин остуженной кипяченой воды, а возле стола – чистый таз. И это всё ему было нужно потому, что он каждое утро сам себе делал зондирование. Я, однажды увидевши это, больше не любопытствовала, так не понравилась мне эта процедура. Я и маме сказала об этом с неудовольствием. Тогда-то она и объяснила, что у евреев взаимопомощь введена чуть ли не как закон. И если у человека такое трудное положение, безвыходное положение, то община должна ему помочь, и каждый должен принять в этом участие.



               Село Жовтэ, село Жовтэ!

 

   Я и не подозревала, что столько ярких картин, мелких и значащих эпизодов, запечатлённых в детстве, могут враз так отчетливо проявиться через столько лет. Восемьдесят семь – это не семь. И село Жовтэ теперь уже не село, а город Жовти Воды.



    Много умильного вспомнилось мне об этом селе. И красивое оно, и люди там добрые и хорошие, иногда забавные и смешные, многие по-своему остроумные...

13.12.2018 в 14:29


Присоединяйтесь к нам в соцсетях
anticopiright
. - , . , . , , .
© 2011-2024, Memuarist.com
Rechtliche Information
Bedingungen für die Verbreitung von Reklame