22.10.1941 Ржакса, Тамбовская, Россия
Утром отец рассказал сапожнику о сложившейся ситуации. Сапожник был польским евреем, жившим в этом городе уже несколько лет. Он был репатриирован из Польши во время польской войны 1939 году, так как имел там свою сапожную мастерскую. Он с пониманием отнесся к нашим проблемам, и советовал отцу не выходить из дому, а на вокзал за билетами лучше пойти маме. Нам дали покушать, я с мамой пошёл на вокзал.
Приобрести железнодорожные билеты оказалось не так просто. Люди неделями стояли в очереди, а когда приходил поезд, давали, один - два билета. Проще было приобрести билеты через воинскую кассу или кассу матери и ребенка. Мы заняли очередь. Поезда, которые шли через станцию Ржакса были переполнены. Я видел, как люди, которым посчастливилось достать билеты, с боем прорывались в переполненные вагоны. Целыми днями мы стояли в очереди на вокзале, но перспективы купить билеты не было, ни какой.
Отец сидеть взаперти в доме заготовщика не мог, он рвался на вокзал и говорил, что он сможет достать билеты, мама слушать ничего не хотела и не выпускала его. Мы не знали, что нам делать, стало ясно, что билеты мы не достанем. Продолжать жить у этих чужих, гостеприимных людей не позволяла нам совесть, решили перебраться жить на вокзал. На следующий день, отправились на вокзал. Отец снова надел мамино зимнее пальто и платок.
Вначале мы расположились в привокзальном садике, и отец прятался от каждого милиционера и военного. Затем стали привыкать к обстановке. Ночью было холодно, спать укладывались на вокзале, на цементном полу. Люди ходили, хлопали дверями, цеплялись и наступали нам на ноги, толкали, чтобы пройти, приходилось часто вставать. Утром в шесть часов утра нас всех из зала выгоняли на уборку. Весь день мы сидели в привокзальном скверике, дрожали от холода, и боялись, что подойдёт милиционер. Вечером спешили захватить место в зале. Однажды отец подошел к военному, у которого на петлицах было три ромба, (старший лейтенант) рассказал ему, как мы выскочили из города, что мы голые босые, что ему приходится сидеть в женском пальто. Хотим поехать в теплые края, что вот уже много дней он живёт с семьёй на вокзале, а билеты не достать. Военный поднялся, пошел на вокзал, ничего не сказав. Мама стала строить версии и ругать отца, что он сейчас приведет милиционеров. Мы здорово перетрусили, отец спрятался. Военный через некоторое время вернулся и принес четыре билета, которые он купил за свои деньги, и ни за что не хотел брать с нас деньги, сказав:
- Вам они еще пригодятся. У вас малые дети.
08.12.2018 в 13:36
|