Я уже позабыл было дату, а вот письмо от 10 сентября восстанавливает в памяти важное событие в моей фронтовой жизни. В первых числах этого месяца в Штаб санитарного управления Центрального отрезка Западного фронта прибыла комиссия из Народного комиссариата Обороны РККА в составе академика Алексея Дмитриевича Сперанского, начальника НИИСИ РККА Селиванова (может, Поливанова?) и других военспецов для проверки готовности армий этого отрезка Запфронта к санхимзащите. Начсанарму 19 была прислана радиограмма с приказом немедленно отправить в Санупр. Центрального отрезка Запфронта терапевта-токсиколога армии, который в то время, кажется, находился в г. Гжатске. Когда я прибыл туда, то там застал всех моих коллег армий, действующих на этом отрезке фронта. Нам было предложено доложить состояние упомянутой готовности. Из всех армий признали работу наиболее хорошей в нашей и, кажется, в 42-й армии. В одной армии работа не была признана удовлетворительной. Членов комиссии распределили с тем, чтобы они на месте изучили опыт армий, где хорошо поставлена эта работа, а в одной - для изучения причин неудовлетворительной работы в этой области.
В нашу 19-ю армию решили послать Алексея Дмитриевича Сперанского и Селиванова. Мне было предложено сопровождать их. Мы должны были вылететь сейчас же, после заседания. Приказали готовить для нас два маленьких двухместных самолета. Прежде чем отпустить нас, начсанфронта отозвал меня в сторону и сказал: "За жизнь академика Вы отвечаете головой!"
- Разрешите спросить, - обратился я к начсанфронта.
- Спросите, - ответил он.
-- Как я могу отвечать за жизнь академика, когда каждый из нас рискует своей жизнью?
- За свою жизнь позаботьтесь сами, а за жизнь академика несете персональную ответственность, - сказал начсанфронта.
- Я готов выполнить Ваш приказ, но как это осуществить конкретно, мне не ясно.
- Не возите академика далее армейских госпиталей и медсанбатов, - сказал начсанфронта.
- Ваше указание будет выполнено, - ответил я, и на этом разговор был окончен. .Начсанфронта пригласил А.Д.Сперанского и меня пройти к самолетам. Наш гость сел в один самолет, а я в другой, и мы взяли курс на Запад - в район действующей 19 армии.