5 ноября
В Чифу, оказывается, отправился "Расторопный", а подорваны "Страшный", "Бдительный", "Сигнальный" и "Сильный". Пока о "Расторопном" сведений никаких не имеем; неприятно, снова его постигло несчастье.
Сегодня пришла шаланда и привезла известия от Куропаткина, для нас далеко не утешительные. Суть сообщения та, что при переходе в наступление мы встретили столь серьезное сопротивление, что пришлось остановиться и ожидать новых подкреплений, и чтобы мы держались продолжительно и упорно. Вместе с тем сообщается, что флот 1 октября прошел берега Испании. Словом, нам надо ждать и ждать, а между тем это для нас самое трудное; много легче было бы выдержать жестокий бой, но решительный,а не сгорать на медленном огне. У нас уже начинают начинаться болезни, чувствуется упадок энергии в войсках и недостаток в припасах; вообще с каждым днем положение становится все более неустойчивым, могущим быстро пошатнуться при первой неудачной для нас случайности.
Сегодня с полдня о капониру укрепления No 3, прямо против нашей потерны, непосредственно за нашей каменной набивкой, слышна работа, разговор и кашель работающих японцев. Дабы не получить взрыва в упор, мы отодвинулись за оборонительный траверс сзади кофра и ожидали здесь дальнейших мероприятий японцев; гарнизон твердо решился не дать противнику возможности завладеть частью потерны под валом главного фаса, откуда он бы мог подорвать последний. За траверсом поставили пулемет и стрелков.
Голову одной из сап впереди Лит. "Б" удалось разрушить метательной пироксилиновой миной и этим несколько замедлить работу японцев, а то, они подошли так близко (не далее 30 саж.), что разговаривали по-русски все больше на тему, чтобы мы бросили сражаться, все равно ведь мы не можем избегнуть своей участи.
Стреляли сегодня по городу, по форту III и укреплению No 3, по Заредутной и Малому Орлиному. На Лит. "Б" подбили у нас один пулемет.