В то время, когда Патракеевы работают на лесоповале в п.Веселом, в поселке Турьинские рудники разворачивается строительство крупнейшего Богословского алюминиевого завода (БАЗа). С 30-х годов велись здесь изыскательские работы по месторождениям бокситов. И вот в конце декабря 1940 года на площадке, отведенной для завода, появились первые строители, стал складываться рабочий коллектив. С началом войны встал вопрос о быстрейшей эвакуации западных промышленных предприятий на восток. В Турьинские рудники была направлена значительная часть демонтированного оборудования Волховского, Тихвинского и частично Днепропетровского заводов.
Руководили эвакуацией и сопровождали на Урал эшелоны лучшие люди тех заводов, специалисты, которым затем довелось сыграть большую роль в строительстве и пуске Богословского алюминиевого завода.
Эвакуация демонтированного оборудования внесла коррективы в проект и сроки строительства завода. Сроки по-военному сокращены. Организовывались добыча местных стройматериалов, производство кирпича и шлакоблоков, открыты участки лесозаготовок.
Кто же были они, первые строители и работники БАЗа? Это рабочие и специалисты эвакуированных с западных заводов и институтов, это местное население - женщины и подростки из семей золотоискателей и горняков, и, наконец, мобилизованные в трудармию представители различных «слоев» и национальностей нашей страны, главным образом - немцы Поволжья.
Так и работали всем миром - кто в тайге лес валил, кто на стройке работал, кто для фронта продукты заготавливал, шил обмундирование, делал снаряды и военную технику - работали не жалея сил и здоровья. И все ради одной всеобщей цели - разгромить врага лютого. О тяжести труда заставляло забывать одно чувство, одна мысль: «Все для фронта, все для победы!»
В 1943 года Рая Патракеева пошла в школу. В п.Веселом школы не было, добирались до нее 3 км в IX квартал. В начальном звене дети репрессированных учились отдельно, преподавала жена «неблагонадежного». Она вела уроки сразу у всех - давала задания, объясняла по очереди всем. В среднем звене отношения к детям «кулаков» было иным: никакой жалости и сочувствия. Раю не принимали в пионеры, не давали путевки в пионерские лагеря.
Вспоминая соседей, с которыми они жили в доме, Раиса помнит, как два соседских мальчика Ракульсовы, катали ее на спинах - они были «лошадками». Потом эти «лошадки» съедали ее хлеб, ведь лошадок надо кормить.
Рядом жили переселенцы с Украины. Но, несмотря на то, что судьбы были похожи, украинцы нисколько не помогали собратьям по несчастью. Таисия выменивала у них картофельные очистки на свои кофточки, очистки потом мололи на муку. Весной очистки и картофельный «горох» посадили на целину - урожай удался на славу. Теперь дети могли поесть картофеля.