Autoren

1485
 

Aufzeichnungen

204430
Registrierung Passwort vergessen?
Memuarist » Members » Ekaterina_Kushnina » Поселок Весёлый

Поселок Весёлый

30.07.1941
Веселовка, Свердловская, Россия

30.07.1941 года Илья опять отозван по распоряжению НКВД и направлен на север Урала в Серовскую сплавную контору треста Серовлесдревмет - чернорабочим. Им разрешили взять на 40 семей 13 коров. И вот 12 мужиков и одна женщина Таисия Ивановна вели своих коров по дороге от Свердловска до Серова - 400 км, потом 40 км без дорог по тайге и реке Какве к своему новому стойбищу. По дороге Таисия доила коров, сколько могли - выпивали, остальное просто выливали на землю. Более месяца добирались они на новое место жительства. А остальные мужики в это время валили лес и строили дома - один на 4 семьи. Селение в последствии назвали поселок Веселый, хоть не до веселья им там было. Каждой семье по углу, чем не «коммунизм»?

28 августа 1941 выходит указ Президиума Верховного Совета СССР «О переселении немцев, проживающих в районе Поволжья». Потом подобные указы о переселении с Украины, Крыма, Московской и Ленинградской области. В указе говорилось: «...переселенцев наделить землей, оказать государственную помощь по устройству в новых районах...» Но кто указы выполняет на сто процентов? В деревни приезжали люди в кожанках и шинелях, собирали всех на площади, зачитывали списки и велели собираться. Всех сажали на телеги, отвозили на станцию, а оттуда в вагонах-телятниках на Урал и в Сибирь.

Так, с 1941 года наряду со ссыльными кулаками начали появляться трудармейцы немецкой национальности. Бок о бок будут они работать на лесоповалах, на строительстве заводов: все для Победы. Это была их родная земля, откуда шли их корни, которые невозможно было предать или отдать на поругание, которую нужно было защитить до последней капли крови. И они ее защитили, они выстояли, они победили. Правда какой ценой?

Мало-мальски обустроившись, все взрослое население, мужчины и женщины работали на лесоповале. Лес валили ручными пилами. Женщины с обветренными красными лицами, с хронически простуженными голосами, укутанные в шаленки, в ватниках и валенках, утопая по пояс в снегу, рубили трещавшие на морозе сучья поваленных деревьев. Работали женщины и на рубке деревьев, и на распиловке. Бревна вывозили к реке на лошадях, а весной сплавляли по реке Какве, по которой шел большой сплав. Сплавщики следили за тем, чтобы не повреждались лесом опоры, разбирали заторы из бревен, нередко мокли в холодной воде, простывали, болели. На такой работе Илья застудил ноги, начался остеопороз кости, который будет о себе напоминать до последних дней жизни - постоянно гноящимся свищем.

Изматывал голод. Питание было настолько скудным, что не только не прибавляло сил, а приводило к болезням. Понос был всеобщим заболеванием, а как следствие этого - инфекция и истощение. Не было врачей, практически не было никаких лекарств. Люди в прямом смысле доходили.

Старшим над ссыльными был комендант, который следил за тем, чтобы все жители подведомственного ему поселка находились только в его пределах, никуда не отлучались без особого на то разрешения.

Пока взрослые работали на лесоповале, всех детей оставляли под присмотром «воспитателя» - бабки Осиповой. Раисе тогда было 5 лет, она помнит, как они весь день щелкали орехи для малышей, норма - плошка чуть больше стакана. Для совсем маленьких орехи толкли - делали кашку. Когда привели коров, стало полегче, молоко сдавали в «детский сад». Девочке запомнилось, что в детском бараке были полчища мышей, которые бегали где хотели - по лавкам и столам. Дети, пища прыгали на полатях, а бабка сметала их тряпкой. Воспитательница «детского сада» получила на мужа похоронку, а когда в реке на сплаве утонула ее дочь - сошла с ума и повесилась.

От голода спасала тайга, питались тем, что можно в ней добыть, в основном это был кедровый орех, ягоды, грибы. Ребятне старались отдать лучшие куски, а взрослых косила голодная смерть. Раисе запомнилось, как умирали полные и вроде бы здоровые мужики. Позже она поняла, что люди просто пухли от голода.

После того, как старший брат Михаил пропал на войне, его старший сын Саша пошел мстить за отца. Но так как молод еще был — отправили его учиться в авиационное училище. Закончив его, он всю войну прослужил механиком в авиационных полках.

Забрали и младшего брата Федора. Собрали всех на эвакуационном пункте, выдали трехдневный паек. Но пока ждали эшелоны, подвезли молоденьких солдат в новом обмундировании, их и отправили в первую очередь. А тут и уполномоченные оборонки прибыли - собрали всех, спросили, у кого какие специальности есть, отобрали, кто им нужен и забрали к себе в стройбат. Так Федор оказался в Ревде (Первоуральск) на строительстве завода № 518 по обработке цветного метала. По приказу Сталина они должны были построить его и ввести в действие за 3 месяца. Все работали, не покладая рук - и задание выполнили в срок. За это Сталин отблагодарил всех - прислал вагон табаку. Начальство велело поделить табак всем поровну, независимо - куришь или нет. Ведь табак всегда можно было на что-то поменять.

 

После строительства завода Федор оказался в трудармии - работал на шахте Кизиловского угольного разреза. Однажды вагонеткой ему сломало ногу, долго он лежал в госпитале, даже предлагалось ампутировать ногу. Но врач смогла спасти ее. С тех пор одна нога стала короче другой.

11.02.2015 в 17:06


Присоединяйтесь к нам в соцсетях
anticopiright Свободное копирование
Любое использование материалов данного сайта приветствуется. Наши источники - общедоступные ресурсы, а также семейные архивы авторов. Мы считаем, что эти сведения должны быть свободными для чтения и распространения без ограничений. Это честная история от очевидцев, которую надо знать, сохранять и передавать следующим поколениям.
© 2011-2024, Memuarist.com
Rechtliche Information
Bedingungen für die Verbreitung von Reklame