20 июня. Сегодня газеты вышли с крупными заголовками, вещающими о начавшемся наступлении русских войск.
16 июня Керенский издал по армии и флоту призывный приказ, заканчивающийся так: «Пусть противник не торжествует до времени над нами победы, пусть все народы знают, что не по слабости говорим мы о мире, пусть знают, что свобода увеличила нашу мощь. Офицеры и солдаты, знайте, что вся Россия благословляет вас на ратный подвиг и на борьбу за свободу. Во имя светлого будущего родины и во имя прочего и честного мира приказываю вам — "вперед!"»
А с 18 июня Керенский телеграфировал премьеру Кн. Львову, что армия «с огромным воодушевлением перешла в наступление» и поэтому он вручает полкам, участвовавшим в бою 18 июня, красные знамена и просит присвоить полкам, начавшим наступление, наименование «полков 18 июня». По этому же поводу изданы пышные воззвания Временного правительства, Совета рабочих, и произошли манифестации в Петрограде и в Москве. Сведения же из Ставки таковы: на Злочевском направлении на фронте Конюхи-Вышки наши войска овладели тремя линиями окопов. У Бржезан взята сильно укрепленная позиция. За бои 18 июня зарегистрировано свыше 10.000 пленных при 173 офицерах. Захвачено 7 орудий и 7 пулеметов. † Но «некоторые из наших частей понесли большие потери, особенно в офицерском составе». Как-то мой воин, жив ли, сердяга? Он писал мне недавно, что куда-то передвигаются. Спаси его, Господи!
18 же числа в Москве и Петрограде состоялись опять социалистические демонстрации. Большевики носили плакаты с надписями: «Долой власть и капитал», «Долой 10 министров-капиталистов», «Война войне», а то и такие: «Долой, долой и долой». Что долой? — Аллах ведает! В общем, в демонстрациях не было ни нового, ни захватывающего, ни толкового. Неизвестно, к чему они на этот раз. Были, конечно, драки и всякое безобразие, вроде захвата петроградских особняков или покушения выпустить из тюрем арестованных (при этом 400 человек убежало).
В Москве пред выборами в Думу началась агитационная борьба, и товарищи социалисты где можно колотят и увечат кадетов. Теперь кадеты, то есть мы, у рабочих и солдат в положении «черносотенцев».
В Греции новый король созвал министерство под главенством Венизелоса, критского «президента», и уже тот поставил в известность Германию, Австрию, Болгарию и Турцию о разрыве дипломатических отношений. Значит, и тут дело войной пахнет.
Казачий съезд признал отделение Украины от России ненужным и вредным. Донцы выбрали себе в атаманы казака генерала Каледина.