02.07.2004 Томск, Томская область, РФ
Поэт Михаил Орлов (1949-1986).
2.07.2004 ТА, посвященный Михаилу Орлову. Ничего не знала об этом поэте, кроме, что он – современник, томич, умер молодым, и есть конкурс молодых поэтов его имени. Ольга пригласила его вдову Елизавету Валерьевну (кажется), и вечер весь она рассказывала о нем очень подробно. И о нем, и о своей судьбе, и о том, что было после его смерти.
Орлов – уроженец Северска, сын главного бухгалтера знаменитого «5-го почтового». Окончил школу, служил в армии. После работал. На рыболовном, судне, механиком по самолетам. Учился, на физико-математическом, филологическом и историческом факультетах Томского пединститута, но ни один факультет не окончил. Затем работал корректором, в газете, журналистом. Член Союза журналистов с 1975 года. Написал более ста фантастических, юмористических, историческихрассказов и эссе, а также много стихов. Знал несколько европейских языков. При жизни Михаил публиковался мало. Он был очень скромен, пробивать свои литературные труды не умел, да и считал это постыдным. Писал много, торопился, последнее время даже не работал - только писал. Жил бедно.
Вдова сказала, что когда он вернулся из армии, то устроился в газету и стал писать, но был не принимаем томскими писателями (Заплавным, в частности). Уехал в Кемерово. Там у него творческие дела пошли хорошо, его приняли и оценили. Там встретил Елизавету, они поженились. Вернулись в Томск в надежде на помощь родителей, поскольку ожидалось прибавление семейства. Орлов опять попал в среду, которая его отторгала – он не мог писать конъюнктурных вещей: про трудовые доблести, про социализм и «сибирские просторы». Он писал по «Божию велению» (так выразилась Елизавета Валерьевна), и хотя из-под пера иногда выходили вроде бы «проходные» (то есть могущие быть востребованными для публикации) вещи, он упорно в редакции представлял то, что ему самому было дорого. Но его мнение расходилось с мнением редакторов печатных изданий, и его почти не печатали. А он больше ничем заниматься не мог. Жена была единственной постоянной кормилицей семьи. Конечно, его это мучило. В 36 лет он заболел и через три недели скончался от скоротечного процесса в легких (не поняла – то ли рак, то ли пневмония). После его смерти редактор журнала областной писательской организации Казанцев А. стал опекать его семью, организовал конкурс его имени, стал публиковать стихи в «Сибирских Афинах».
Вдова перебивалась, как могла, с двумя несовершеннолетними дочками. Сейчас старшая работает в интернате для слабослышащих воспитателем (или методистом?), сама Елизавета – актриса в театре «Интим» у Буханченко, а младшая Софья «выбилась в люди» за границей. Уехала в Италию на свой страх и риск, сделала там карьеру – владеет на паях рестораном, снялась в фильме. И помогает материально своим родным.
Вот такая судьба у женщины, и такая судьба у поэта, подчинившегося своему призванию и «убитого» жизнью.
Вот одно стихотворение Михаила Орлова.
Октябрь
В его пастушьей сумке,
В его осенней смете
Слиянье мглы и шума,
Смятенье сна и смерти.
А я люблю слепое
Октябрьское поле
И в глубине покоя
Всерастворенье боли.
06.06.2017 в 21:15
|