14 ноя[бря]. Поблизости от этой [реки] (Риу-Прету) нет никакого пристанища, ни [хотя бы] хижины, нет лодки и, стало быть, весьма неприветливо и опасно. Местность очень открытая. Поля сухи и каменисты, порой встречаются пологие холмы, а перед нами лежала Серра-да-Лаппа. Растительный покров изменился в особенности [в том отношении, что появилось] много деревьев мангаба. Плоды еще не созрели, деревья в цвету. На расстоянии 1/2 легуа от Р[и]у-Прету мы подошли к другому, кристально чистому ручью и удивились, не встретив поблизости ни одного жилища, ибо наличие воды всегда предопределяет здесь присутствие людей.
Стояла чрезвычайно жаркая погода, и путь длиной в 2 легуа показался нам неимоверно долгим. Действительно, и здесь сохраняет справедливость ранее сделанное в мату-дентру наблюдение. Земля не имеет никакой цены, замеры произведены на глазок, и поэтому [размеры] фаз[ен]д и легуа значительно больше. Лишь за 3 1/2 часа мы прошли расстояние в 2 легуа, которое на самом деле никак не менее 2 1/2 легуа, и пришли в большую фаз[ен]ду около Жозе да-Силва, именуемую обычно ”Фешадо”.
Последние 1/2 легуа [на пути к этой фазенде] представляли собой главным образом лес и местами сухое пастбище, на котором мы видели много скота. Наш хозяин, мужчина 64 лет, владеет этими землями уже 40 лет. Он весьма сетует на те изменения, которые вообще претерпел климат за последние годы.
По его словам, с 1814 г. дожди стали менее частыми. Сахарный тростник, который некогда рос здесь очень хорошо, засыхает, и несмотря на то что у него есть сахарная мельница и он ежегодно производит посевы сахарного тростника, он тем не менее [в целом] не преуспевает. [Прочие] продовольственные культуры также не всегда дают надежный урожай по сравнению с прежними временами; если одни (например, кукуруза) дадут хороший урожай, то бобовые [могут] не вырасти, и наоборот. Хлопок — единственная торговая культура, а животноводство и производство продуктов питания едва обеспечивают собственные потребности.
Последствия сильной засухи в дальнейшем будут весьма печальными.
Зимой леса замерзают, иными словами, в июле и августе засохшие, погибшие и замерзшие деревья, трава и листва готовы к сжиганию; сжигание старой растительности служит подготовке земельных угодий к новым посадкам, но тут огонь ужасным образом распространяется вширь и опустошает и уничтожает леса, поля и земли.
В прошлом году после сильного мороза огонь в сентябре перекинулся через горы и полностью уничтожил леса (Слово вписано над строкой.) на расстоянии более 14 легуа. На протяжении 22 дней воздух был так сильно пропитан [гарью], что почти ничего не было видно даже в нескольких шагах. [Вывешенное на] просушку белье становилось желтым. Глаза слезились, и было опасно выходить из дому.