Autoren

1516
 

Aufzeichnungen

209182
Registrierung Passwort vergessen?
Memuarist » Members » Adrian_Gribovskiy » Дневники А.М.Грибовского - 47

Дневники А.М.Грибовского - 47

06.04.1831 – 30.04.1831
С.-Петербург, Ленинградская, Россия

Апреля 6. К крайнему сожалению, вчерашний день скончался Дм. Н. Сенявин, последний друг и доброхот мой из старинных приятелей. Добродушие, простосердечие, вообще доброжелательство и гостеприимство составляли его прекрасное свойство. Друзья лишились в нем истинного друга, пламенного защитника и доброжелателя, а государство - знаменитого адмирала. Он скончался на 67 году.

8. Был при отпевании Д.Н. Сенявина в церкви Св. Спиридония в Адмиралтействе. Служение совершал митрополит Серафим. Церемония была по его чину, военная с артиллериею. При литии прибыл император, которого лицо я мог видеть и рассмотреть в профиль хорошо; но он так неподвижно стоял, что ни одного разу не взглянул в ту сторону, где я был, почему я не мог увидеть прямо его лица, ни взгляда; в профиль же показалась мне его физиономия благородною. Он сам скомандовал войсками, бывшими в церемонии, и отправился во дворец. В церкви были все почти военные и некоторые сенаторы.

9. Сегодня в 10% часов поутру пришел в дом Министерства юстиции; это был приемный день у г. Дашкова. В зале дожидались просители до 18 человек. Чиновники заботились и взглядывали на дверь, из коей его превосходительство выйти изволит. Выход назначен в 11 часов, но он вышел в половине 12-го. Это рослый и статный мужчина, не безобразного, но черного лица, за 40 лет, одет в черное платье по самый подбородок, с звездою и с военного медалью, которая, казалось, заставляла его держать себя и говорить по-военному. Он кивнул собранию головою и принялся за дело. Первому, просившему места, сказал, что как он лично с ним незнаком, то какая бы ни была его служба в другом месте, он к себе его принять не может, а принимает обыкновенно знакомых. Второму, по прочтении поданной ему бумаги, сказал, что принять оной не может; а после усильной просьбы просителя возразил, что если и примет, то возвратит ему с надписью. "Очень хорошо", - отвечал проситель. Это взорвало г. министра, который с сердитым движением отдал бумагу своему секретарю, говоря: "Сделать надпись".

Но когда проситель попросил его не замедлить оною, то он, вышед из себя, завертелся и закричал: "Это, сударь, мое дело", - и, заикнувшись, не мог более говорить; проситель же, видя это, вышел. За сим поднесено было ему и от меня рекомендательное письмо от гр. Оппермана. Он, вскрывши отрывисто, куверт бросил на окно и, прочитав письмо, сказал сухо: "Я еще этого не видал". - "Покорнейше прошу о вашем покровительстве". - "Законы, - отвечал он с холодною улыбкою, - суть одно покровительство". - "Я только об этом и прошу". - "Но всякий судья судит по-своему", - прибавил он, отходя от меня.

Такой прием меня удивил. Отойдя подалее, я остановился, чтобы посмотреть его обращение с другими. Около десяти просителей получили отказ, больше или меньше грубый. Прочие, стоя в униженном положении, дожидались своей очереди. Но я, не могши более на этого барина смотреть, вышел, размышляя о чрезвычайной разности приема просителей министрами при Екатерине. Правда, что тогда министры были не из столоначальников; впрочем, от императрицы было приказано им, чтобы всех, имеющих к ним нужду, принимали вежливо, терпеливо их выслушивали и, не огорчая, объясняли им могущие быть в их просьбах затруднения и невозможности. Тогда ежедневно всех министров не запрещено было видеть; но теперь назначен в неделю один день, а в день один час. Люди теперь молодые, спешат на Невский проспект погулять; это их заставляет как можно скорее отправить своих просителей до будущей недели, не входя, что иному и одного дня ждать невозможно. Сколько г. Дашков нехорош в приеме, столько исполнен самолюбием и уверенностью о великих своих в делах сведениях. "Я блюститель законов, я отвечаю, что вы незаконно просите; я знаю, что по законам дело ваше неправое; я никогда ни в чем не отступлю от законов и пр." Вот какие речи должны несчастные просители слушать.

30. Был г. Меер, приезжал на парных крытых дрожках, собственных; а тот, кто его обогатил, принужден ходить пешком, не в состоянии будучи ни одной лошади держать. Но он был умный немец, а благодетель его глупый малороссиянец. 

04.01.2015 в 12:23


Присоединяйтесь к нам в соцсетях
anticopiright Свободное копирование
Любое использование материалов данного сайта приветствуется. Наши источники - общедоступные ресурсы, а также семейные архивы авторов. Мы считаем, что эти сведения должны быть свободными для чтения и распространения без ограничений. Это честная история от очевидцев, которую надо знать, сохранять и передавать следующим поколениям.
© 2011-2025, Memuarist.com
Rechtliche Information
Bedingungen für die Verbreitung von Reklame