3 января 1917 года, Тула
Двадцать третьего ноября 1916 года умерла Катя, а 25 дней спустя - 10 декабря - Коля. Оба они умерли от скарлатины, которая неожиданно обрушилась на наш дом; все члены семьи ее перенесли, кроме двух... Теперь они мирно лежат в уютном уголке кладбища. Катю, которой недавно исполнилось 10 лет (а Коле - 11), хоронили в день ее именин, то есть 24 декабря. Теперь от десятка нас осталось восемь, да Сашу можно из этого числа исключить. Так что всего семь человек, и как быстро все это свершилось.
Сейчас эта потеря как-то не очень ощущается, кажется все сном, только иногда кольнет в сердце: а двух ведь нет...
8 января 1917 года, Тула
По случаю скарлатины дома я с Маней гощу в Рождество у Саши в Туле. Сегодня были в гостях у одного чиновника. Среди гостей мало интересных. Но я довольна вечером, потому что пришлось послушать скрипку. Играл хороший скрипач, известный когда-то в Туле, Сыромякин (теперь он старик). Скрипка - мой любимый инструмент. Звуки навевают грезы... забываешь настоящее. Вообще я в музыке понимаю мало, но люблю ее. Люблю за красивые минуты, доставляемые ею, и за ее собственную красоту.
Среди гостей была и Вера Сергеевна Гумилевская (45). Я первый раз видела ее в обществе. Какая она блестящая, всякого может увлечь.
11 января 1917 года, Тула
Много мыслей, да как-то не облекутся они в конкретные образы. Кончила читать Гнедича 'История искусств' (46). Она всколыхнула много. Захотелось увидать все самой - сколько красоты не видано, а увидеть можно... Терпение и труд все перетрут. Я теперь вполне понимаю Маню Ельцову из романа Вербицкой 'Ключи счастья' (47), ее увлечение реликвиями искусства. Хочется прочесть и следующие два тома, но теперь некогда (завтра едем в Москву), надо выбрать время в Москве. Хочется многое почитать.
13 января 1917 года, Тула
В Москву 12-го не пришлось ехать, потому что в Петрограде ожидался дворцовый переворот (48). Ходили слухи, что собираются сместить всех представителей теперешней администрации, а во главе государства поставить ответственное лицо и ответственное министерство.
Как бы я хотела этого переворота! Долой всех изменников, запятнавших себя нехорошими деяниями! Нужны честные работники, сознающие ответственность перед своим делом и родиной. Сколько зла и неурядицы происходит от теперешней администрации. Да разве это администрация? Это тени, которые мелькнут и пропадут, а на их место придут новые тени, и так без конца.
Тяжело слушать и читать о том, что сейчас творится у нас на Руси. Велика ты, матушка Русь, да порядка в тебе нет. Каково должно быть настроение на войне?! За кого они, собственно, сражаются, кого защищают? Поневоле весь патриотизм разлетится в прах.
Никакого дворцового переворота, кажется, нет (об этом, конечно, в газетах не напишут); да если и начался, то, наверное, отложили, потому что слишком много слухов ходило. А все-таки неспокойно среди населения, настроение приподнятое - настоящий порох. Стоит упасть небольшой искре, как вспыхнет пожар, и большой пожар, который охватит всю Россию. Что-то будет? А будет, вероятно, многое.