Autoren

1427
 

Aufzeichnungen

194041
Registrierung Passwort vergessen?
Memuarist » Members » Faina_Kanasheva » Поход до присяги

Поход до присяги

10.11.1944
Карпогоры, Архангельская, Россия
1944. среди них мой будущий муж. Вот он в верхнем ряду стоит вторым слева.

Нашла в альбоме давнюю, пожелтевшую от времени фотографию.
На ней молодые ребята в военной форме, и среди них мой будущий муж. Вот он в верхнем ряду стоит вторым слева. Тогда ему было семнадцать, да и всем этим ребятам тоже. 
Их только что призвали в армию и сфотографировались они в день принятия присяги. 
Было это зимой 1944 года. Все парнишки 1927 года рождения, как и мой Николай. Теперь это поколение называют поколением последнего военного призыва в Великой Отечественной войне. Почему последнего?
Потому что больше военных призывов не было вплоть до 1950-х годов, так распорядился Сталин. И служить этому поколению пришлось более, чем по три срока, до приказа Сталина о демобилизации.
 
Смотрим с мужем фотографию, и он вспоминает.

Все юноши мои сверстники, 1927 года рождения, и все пинежане. Я до призыва работал в леспромхозе, как и все, с 15 лет. Работали без выходных и отпусков. Отпускные отдавали в Фонд Обороны и Победы. Жили трудно, одежды нормальной почти не было, шла война, и все мужское население нашей деревни воевало на фронтах. Забрали на войну моего дядю, я занял его рабочее место, потом забрали отца. Осталась наша мать одна с малыми ребятами, да я вот старше всех стал работать. После работы нас мальчишек обучали военному делу. Ждал повестки на войну с нетерпением, все думал, когда же моя-то очередь придет, на войну идти.

И вот принесли повестку. Было это в конце октября  1944, как раз мне исполнилось семнадцать. Что делать? Сестра  и мать, конечно, заплакали, и стали меня собирать. Сестра пошила мне, как могла, что-то похожее на форму, купила телогрейку и сапоги.

Собрались мы, уже одетые, кто во что, и с мешочками, в которых сухарики, мать насушила, в Карпогорах, районном центре, у Райвоенкомата. Туда много ребят прибыло, со всех окружных деревень. Набралось человек триста.

В военкомате же получили предписания в разные сухопутные войска, а троим из нас в морской флот, мне в том числе.
Я тогда очень обрадовался: «Во флот! Наконец-то!» Как все мои предки, я мечтал о море с детства. И, конечно, хотел продолжить флотскую династию. И дед мой, и прадед, и два дяди, да и сестра старшая служили во флоте.


Сопровождающий Облвоенкомата старший лейтенант Третьяченко построил в колонну всех ребят и объявил, что  до Архангельска придется идти пешком. Дороги автомобильной нормальной нет. Как, впрочем, и до сих пор. Только грунтовые проселочные дороги были. А идти  до областного города, легко сказать идти, надо около четырехсот километров, да по заснеженной дороге, по сугробам. 


А одеты  были легко, кто в чем. Кто в поношенном полупальто, кто в телогрейке, а некоторые и вовсе в старых пиджачонках. Ни теплых шарфов, ни свитеров тогда ни у кого не было. Обувь тоже разная, у кого сапоги, у кого ботинки.
Старший лейтенант дал команду «Шагом марш!» и колонна тронулась. Провожать ребят вышли жители Карпогор - женщины, девушки, ребятишки. Некоторые женщины плакали. У домов стояли дедушки и бабушки. Рядом со своими женихами, стараясь не отставать, быстро шли девушки. В первой шеренге шел призывник Губин Костя с гармошкой.
Он развернул свою тальянку и заиграл. Колонна двинулась веселее под припевки и частушки гармониста.

«Запрягай папаша тройку, 
Посредине Воронка.
Проводи на фронт далёкий
 Ты последнего сынка.»

«Скоро с ёлочек  иголочки
На землю упадут,
Скоро нам с тобой товарищ
По винтовочке дадут.»

А звонкий девичий голос  подхватил:


«Дроля мой, дроля мой,
Дроля мой военный,
Воротись дроля, домой,
Не раненый, не пленный.»

Много еще пели веселых и озорных частушек. Некоторые ребята и девчата, провожающие своих женихов, подпевали гармонисту.

Тем временем мы подошли на край села, и колонна остановилась. Провожающие стали прощаться. Сестра моя сказала:
«Провожаем Вас, кончать войну. Посылать больше некого. Желаю вам всем вернуться живыми домой»

Колонна зашагала вдоль заснеженной дороги. За ней шла лошадка, запряженная в сани. В них сидела молодая медсестра в теплом, овчинном тулупе.

Жители стояли на краю села и махали уходящим вслед руками.
Начался трудный долгий поход призывников последнего военного призыва.
Хоть и пели частушку про тройку, но в это время почти всех лошадей забрали на фронт.

Чем дальше шли призывники, тем дорога становилась все заснеженней, идти стало труднее, ноги утопали в сугробах, дул встречный, сильный ветер, шел колючий, крупчатый снег. Он бил по лицам, засыпал одежду, попадал на голую шею. Очень нелегко было ребятам. К вечеру дошли до первой деревни. 

Призывников разместили по избам. В домах было тепло. Хозяйки согрели самовары. Постояльцы раскрывали свои мешочки и вынимали домашние сухарики, деревенские. Хозяйки домов, хоть и не было у них изобилия еды, все же делились своими крохами, сварили картошку и угостили будущих защитников. В некоторых домах были коровы, там напоили молоком. А у других были соленые грибки, и хозяева угощали парней. 

После еды ребята сразу повалились спать. На утро кое-как позавтракали, снова хозяйской картошкой в мундире, со своими сухариками и снова двинулись вперед.

 Долго шли, ветер стих, снег повалил хлопьями. Так, облепленные снегом, пришли к вечеру в следующую деревню. Опять, конечно, встретили хозяйки домов, не ропща. Женщины жалостливо смотрели на парней, все они понимали усталость. Кое- чем поделились из своих скромных запасов, напоили горячим чаем и уложили на полу всех спать. Хозяйки домов, где остановились на ночлег молодые будущие воины, одежду и обувь за ночь подсушили на русской печке.

Полуголодные, усталые совершали свой первый поход еще не окрепшие семнадцатилетние мальчики, останавливаясь в деревнях на ночлег. 
Немного утоляли свой голод в пути своими сухариками.

На двенадцатый день пришли в Усть-Пинегу. От этого села уже шла дорога до Архангельска длиною в тридцать километров. Увидели на противоположном берегу реки Пинеги стоящие грузовики. Оказалось, что они прибыли за призывниками. Все перешли по льду реки на тот берег и загрузились в машины, в кузова с сидениями из досок. 

Скоро прибыли в Архангельск в областной пересыльный пункт. Так закончился первый марш-бросок до присяги. Но дорога к месту назначения еще не кончилась.
 Ребят накормили в столовой и выделили им помещение с плиточным полом  для отдыха и сна.  Конечно, спали на полу. Некоторые уже в первом походе были простужены.

На утро ребята позавтракали. После этого комиссия занялась призывниками. 
 Увидели, что трое с направлением в Морфлот. Им сказали, что на флот не попадут, опоздали, всех ребят, призванных на флот, уже увезли часа три тому назад в учебный отряд северного морского флота. Ребята были огорчены. Они пытались объяснить, что опоздали из-за плохой погоды и отсутствия дороги.

Всех призывников распределили по разным сухопутным воинским частям, некоторых в части действующих армий.
Канашев Николай с несколькими земляками (что на фото) были направлены в тридцать первую стрелковую дивизию. Но до полка надо было еще сделать другой поход на колесах.

К вечеру триста призывников Пинежского района посадили в холодные товарные  вагоны и повезли по железной дороге. На дорогу выдали гороховый концентрат. И больше ничего. В вагоне было очень холодно. Во все щели проникал холодный ветер и морозный воздух. Нары для отдыха и сна были сделаны из мерзлых досок, ничем не покрытые, никаких постельных принадлежностей не было. Ни воды, ни туалета тоже не было. Ехали медленно и долго. Холод пробирал до костей. Ребята дрожали от холода. Но держались стойко. В дороге некоторые юноши простудились и заболели. У некоторых на шее и в других местах тела выскочили фурункулы (или просто, чирии, по-народному) от простуд, кашель, насморк.
Питались гороховым концентратом и своими домашними сухариками.

В Вологде всех призывников впервые накормили горячим обедом (щи и каша). В вагон поставили маленькую железную печку-буржуйку. Ребята на каждой остановке выбегали из вагонов и искали дрова для своей буржуйки.

Но эта печечка, конечно, вагон не обогревала. Ребята вставали вокруг неё, грелись. Ехал состав медленно. Полуголодные, замерзшие ребята терпели, не роптали.  Их доставили в тридцать первую стрелковую дивизию.
Закончился и этот транспортный поход призывников последнего военного призыва. И этот первый этап тягот и лишений военной службы ребята стойко перенесли.

Началась служба в учебном полку в тридцать первой дивизии с бани. После бани призывников обмундировали. Обмундировали неплохо, только для ног выдали холодные ботинки без стелек с обмотками. Такой обувью молодые красноармейцы были огорчены, но свои недовольства хранили в себе. Поселили в холодные землянки. Спали на нарах. В углу землянки стояла  железная бочка, внутри которой горели дрова. У бочки согревались, а дрова сами красноармейцы искали, с большим трудом их добывая. Учеба проходила на улице. Для ребят из Карпогорского района учеба проходила без особого труда, многое они уже изучали в своем районе, дома.

Надо отметить, что молодые воины держались стойко, без жалоб и нытья, на трудности не жаловались, понимали, что идет война и всем трудно.
Иногда свободное от учебы время,  вечерами молодые воины вставали около горячей бочки, песни пели.

Наступил день военной присяги. Для ребят он был праздником. Они гордились, что после присяги их отправят на фронт. В этот день группа пинежан сфотографировалась на память.   Николай был направлен в 112 стрелковый полк тридцать первой дивизии. А в марте 1945 года Канашев попал по отбору служить в первую дивизию, в частях которой прослужил восемь лет.

После службы Николай учился и работал. Успешно закончил электро-физический факультет Политехнического института и получил квалификацию инженера–электрика по специальности автоматика и телемеханика.34 года проработал во ФВНИИЭМ старшим инженером, ведущим инженером, научным сотрудником, ведущим конструктором.
Имеет более тридцати изобретений.

А старая фотография 1944 года напомнила ему о том времени, когда он семнадцатилетним парнишкой уходил на войну. С последним военным призывом. Следующий массовый призыв в армию был в 1949 году уже в Советскую армию.

14.10.2015 в 11:15


Присоединяйтесь к нам в соцсетях
anticopiright
. - , . , . , , .
© 2011-2024, Memuarist.com
Rechtliche Information
Bedingungen für die Verbreitung von Reklame