Autoren

1431
 

Aufzeichnungen

194915
Registrierung Passwort vergessen?
Memuarist » Members » Maksimilian_Voloshin » 1901 - 1903. - 11

1901 - 1903. - 11

25.05.1903
Коктебель, Крым, Россия

1903 г. Май. Коктебель.

          Для того, чтобы подвести итоги перед отъездом в Японию1, постараюсь теперь, через год, досказать события прошлой весны и зиму, т. е. Бальмонта. 
          Я ярко помню те весенние майские дни 1902 г. в Париже. Я ждал письма от Мухи и переживал первое счастье красок. Потому ежедневно я ездил по Сене в Шарантон2 к Скаковским3 по поручению Качереца4 и рисовал в Венсенском лесу5
          Помню одну грозу, которая застала меня на том конце леса на террасе над Марной. Я писал равнину за Марной, покрытую длинными вереницами тополей, поднимавшимися одна из-за другой. И вдруг сразу потемнело. Смолкло. Запах цветов дошел до крика6. Одним взмахом ветра из леса как вымело всю пеструю летнюю публику. 
          Я бежал эти несколько верст до Сен-Мориса7 по совершенно пустынным аллеям. Кое-где, как сухие листья под ветром, уносились велосипедисты. Небо было черно, но ни одной капли дождя. 
          Только когда я сидел уже у Скаковских, он хлынул потоками. 
          Я возвращался ночью трамваем. Ливень то затихал, то с новой силой низвергался на Венсенский лес. Между деревьями временами вспыхивало озеро. Около укрепления вагон шел по воде. Потом пустые мокрые бульвары. Зеркальные тротуары. От Бастилии я пересел на линию Qare Montparnasse (Вокзал Монпарнас (франц.)). Дома я застал Якимченку8 в ажитации. 
          “Миранда9 едет послезавтра в Бретань. И предлагает мне денег ехать вместе с ним”. 
          — Ну так поезжай. Конечно. 
          “Да ведь я не знаю, как с деньгами. Только я уже больше не могу сидеть здесь в городе. Я совсем нервным становлюсь”. 
          Мы проговорили весь вечер об отъезде. 
          “Ты только возьми мои акварели из Салона, да вещи я уж поручаю тебе”. 
          “Хорошо”. 
          “Ты кажется ужасно рад, что я уезжаю”. 
          Да конечно. Невозможное нервное состояние. Меня теперь так загоняли. И Качерец своими поручениями, и уроки, и Косоротов, — что я прямо хотел бы куда-нибудь, в окрестности что ли, на месяц сбежать. 
          Утром я пошел на квартиру к Ауэр, где еще оставалась Надежда Евгеньевна. Там я застал Маню Муромцеву10. Мы вышли все вместе по Cours de la Reine (Рейнская аллея (франц.)) мимо Grand Palais (Большой дворец (франц.)),11 блестевшего экипажами и флагами. Случилось, что я попал в этот вечер к Муромцевым. 
          Я там не был уже несколько месяцев. Там был какой-то немецкий барон. Молодой человек с манерами военного в штатском. 
          Когда он ушел, Ольга сказала: “Вот те, которых не хочешь видеть, приходят, а Вы не были уже три месяца”. 
          Мы условились, что я приду через день обедать и вечером мы пойдем по фуарам12
          “Сегодня еду”, — говорит Якимченко. Весь сияет. Мы вместе складываем пожитки. 
          Потом простились. Мне нужно было к Косоротову. Это была среда — мой день13. Пред этим я несколько раз был у него, но не заставал. 
          Мы расцеловались с Якимченкой на прощанье. Он уезжал в 7 часов. Но я возвращался всегда поздно. 
          Вечный омнибус Odeon —- Place Clichy14. Я
соскакиваюоколо Notre Dame de Lorette15. Серенькая Rue Sr. George16
          
“А, это ты? Как хорошо, что ты рано”, 
          Косоротов без пиджака. Голубые подтяжки. Он весь сияющий, приподнятый. 
          “Что с тобой?” 
          “Ах, это целая история. Я так рад, что ты пришел. Я так счастлив, как только может быть счастлив человек, сделавший другого счастливым. Да вот погоди, я уж сначала...” 
          Он быстро переодевается. Ходит по спальне и в это время рассказывает. 
          “Вот видишь ли, я несколько дней назад вечером встретил на углу женщину.. молоденькую совсем, очень красивую, обтрепанную страшно... Ботинки стоптанные, дырявые, мокрые... И привел к себе. Она так, блядушка. Она жалуется. Вот говорит, башмаки и мозоли у меня. И маленький bebe у нее. Я, собственно, ей хотел дать 20 fr., но я только что получил аванс, и тут она, такая милая и несчастная. Я ей дал 30 fr. Она так и расцвела. Ах, говорит, как хорошо. Я теперь к pedicure’y (Мозольный оператор (франц.)) пойду и для bebe что-то сделаю. 
          Потом, когда лахудра (?) уходила, я и говорю, А вы знаете, куда я сейчас пойду? — “Куда?” — “Я, говорю, сейчас пойду играть”. — “Это, говорит, очень нехорошо”. 
          — Я вот поставлю на ваше счастье эти сто франков и что выиграю сегодня, будет Ваше, говорю. 
          Мы так и расстались. Я отправился играть. И думаю по дороге: вот выиграю сегодня двести франков и отдам ей половину. Уж очень она мне понравилась. Такая красивая, скорее на англичанку похожа, и в этих стоптанных ботинках. 
          И понимаешь, вышло как по писаному. Через несколько ставок у меня 200 fr. Ну, думал, мне везет. Надо продолжать. Но тут как застряло, никак не могу перейти через 200. И вдруг такая скверная мысль: жаль стало. Думаю — зачем ей отдавать 100, дам ей 50 fr., и довольно. А тут стал проигрывать и все спустил. Остался снова с тем, что начал. Так и ушел. А потом стыдно стало. Думаю: накажу себя и дам ей 100 fr. A на другой день все-таки снова пошел играть. И опять то же. До 200 дойдешь — и стоп. Я, как всякий игрок, немного фаталист, но тут прямо судьба. Но погоди дальше. 
          Я уже решил, что я ей все 200 франков отдам. Но прямо не скажу. Написал ей, чтобы она пришла сегодня утром. И вот говорю ей, что, видишь ли, моя милая, я хочу сделать тебе маленький подарок. Ты мне говорила, что у тебя нет платья. Мы сейчас пойдем в магазин... Если б ты видел, как она расцвела”.


 

1 Отъезд на Дальний Восток (в Китай, Индию и Японию) планировался Волошиным “на пять лет”, для самообразования (см. “Автобиографию”), но не состоялся.
2 Шарантон — юго-восточный пригород Парижа.
3 Скаковские — в адресной книжке Волошина есть Мария Вацлавовна Скаковская, жившая в Париже в 1902—1904 г.
4 Качерец Григорий Саввич — автор книги “Чехов” (М., 1902).
5 Венсенский лес — лесопарк к северу от Шарантона, с замком XIV в., бывшая резиденция французских королей. Место воскресных прогулок парижан.
6 Запах цветов дошел до крика — ср. стихотворение Волошина “Рождение стиха” (1904).
7 Сен-Морис — бульвар в Шарантоне.
8 Якимченко Александр Георгиевич (1887—1928) — художник-график.
9 Миранда Анри (1877 — ?) — график.
10 Муромцева Мария Сергеевна (?—1930, в замужестве Брюан). Жила во Франции. Волошин был влюблен в ее сестру Ольгу.
11 Большой дворец был построен на правом берегу Сены (рядом с мостом Александра III) в 1900 г., специально для выставок разного рода. Архитектор Л. Луве.
12 Фуар (от франц. — foire) — ярмарка, базар.
13 Мой день. — Волошин некоторое время выполнял для Косоротова — бывшего тогда корреспондентом г. “Новое время” — секретарскую работу, делая обзоры текущей французской периодики.
14 Одеон ~ Клиши, т.е. с юга на север, с Монпарнаса на Монмартр.
15 Церковь Notre Dame de Lorette (Нотр-Дам де Лоретт) — к северу от Больших бульваров, между ними и улицей Клиши. Построена в стиле античного храма.
16 Rue Sr. George (Улица Сен-Жорж) идет с севера на юг, западнее церкви.

30.09.2015 в 17:22


Присоединяйтесь к нам в соцсетях
anticopiright
. - , . , . , , .
© 2011-2024, Memuarist.com
Rechtliche Information
Bedingungen für die Verbreitung von Reklame