01.07.1945 Лаптево, Курганская, Россия
Летом я уже самостоятельно ходили в Курган на базар, продавал овощи, грибы и ягоды. Я любил ходить в лес за грибами и груздями. Ягоды: землянику, клубнику и костянику я собирать не любил, потому что, когда ходили за ягодами я собирал намного меньше кого-либо из компании, как ни старался. Как позднее выяснилось, при проверке зрения - я дальтоник, т.е. У меня плохая светочувствительность: не мог отличить даже яркие цвета: зеленый от красного. Иногда на базар ходила мать. Клава тоже иногда ходила на базар. Часто поклажу попутно брали с собой женщины, которые тоже в город везли на продажу продукты в телеге, запряженной лошадью и быком. Сами, конечно, шли пешком. Это было за благо, что везли поклажу, а то тащить на коромысле полные овощей или грибов две корзины было очень тяжело, 25 километров - не ближний путь. Выходили из дома с вечера, затемно или часа в два ночи, чтобы поспеть к утренней торговле. Когда выходили на рынок и груз везли на телегах, ночью можно было поспать на ходу, придерживаясь рукой за телегу, да во время кормежки и краткосрочного отдыха перед городом. А на базаре, продав товар, нужно к ночи вернуться домой, как говорили старшие: "сходить на базар обыденкой". А пройти в сутки 50 километров, практически без отдыха, было не всем под силу. Хотя я очень уставал, но с такой нагрузкой справлялся.
С фронта возвращались мужики, многие после госпиталей с еще не зажившими ранами. Вот и сосед наш дядя Данило (Даниил Алексеевич Филатов) пришел, у него не было ноги, ниже колена - протез. Начал строить дом и вскоре женился на тете Нюре (Письменская Анна Семеновна), она еще перед войной и во время военных лет работала на тракторе. Он так же, несмотря на инвалидность, включился в колхозную работу и в следующем году работал даже на уборке хлебов. Он управлял лошадьми, запряженными в жатку - "лобогрейку" - примитивная машина, но по тем временам нужная. В жатку впрягалось три лошади. Две - основное тягло, а впереди цугом впрягалась третья - направляющая, от которой зависело направление движения жатки. Эта третья управлялась седоком. Вот и я был привлечен на работу этим седоком. Работа ответственная. Питание было за счет колхоза - запаренная в котле цельная пшеница. Да после дойки украдкой уносил немного вышелушенных из колосков зерен пшеницы. Дома закрутились ручные жернова, и появился хлеб.
Дядя Данило был жестковатый мужик. У него, когда он управлял жаткой, для "стимула" был длинный кнут, которым он подгонял лошадей. За любую мою грубую ошибку при направлении движения жатки, его кнут доставал до моей спины и это было в какой-то степени справедливо. Когда кнут "обжигал" мою спину слишком сильно, бывало и несправедливо, я слазил с лошади и отказывался работать. Садился на землю - без меня жатка работать не могла. Тогда дядя Данила, хромая подходил ко мне и опираясь на тросточку опускался рядом. Тихим голосом успокаивал меня и просил продолжать работу. Он чувствовал свою вину в произошедшем. А срыв работы при уборке урожая мог рассматриваться органами соответственно, как саботаж и за это деяние была серьезная статья - мало не покажется!
19.10.2025 в 13:35
|