01.06.1929 Баку, Азербайджан, Азербайджан
Мне захотелось рассказать о моих бакинских друзьях, т.к. этот период жизни они в ней играли большую роль. Вероятно, хорошо, что тогда не было телевизора. Свободное время я заполняла чтением. Папа плавал на Каспийском море, рейсы были недлинными, он часто бывал дома. Приезжая, он обязательно спрашивал меня, что я прочла, что узнала нового. Он ставил мне условием, чтобы я, ложась спать, обязательно вспоминала, что я в этот день узнала нового. Читала я в основном приключенческую литературу — Майн Рида, Фенимора Купера, Жюля Верна. Папа советовал мне читать эти книги с картой в руках и отыскивать на карте перемещения героев. Конечно, я делала это не всегда, но время от времени я обращалась к карте. Во всяком случае, я перемещалась по 38 параллели вместе с детьми Капитана Гранта, пыталась отыскать в Тихом Океане Таинственный остров и найти прерии, в которых Чингачук встречался с Натаниэлем Бумпо.
Папа очень заботился о моём образовании. Он очень хотел, чтобы я не забывала языки, которые знала с детства. Когда папа бывал дома, он заставлял меня читать длинные страницы из французских и польских книг. По-французски я читала легко. У меня была книга "Сказки Андерсена" на французском языке колоссальных размеров. Шрифт там был очень крупный и читала я бегло. Папа был доволен моим чтением. Когда доходило до польского языка, я спотыкалась на каждом шагу. В польском языке много различных сочетаний букв, которые обозначают разные звуки, и я всё время ошибалась, неправильно произносила слова. Папа очень сердился. Но я ведь по—настоящему никогда не учила польского языка, мало времени из моей жизни слышала его и никто не заставлял меня выучить все звуки и их написание.
Плавание по Каспийскому морю папу не удовлетворяло. Хотя переходы из одного порта в другой были кратковременными, на Каспийском море часто штормило, а погрузка и разгрузка перевозимых грузов занимала значительную часть времени рейса. Иногда приходилось задерживаться в чужом порту. Папа возвращался очень усталый. Сердился, когда мы с мамой приезжали его встречать в Черный город, где чаще всего швартовалось судно. Папа привык к дальнему плаванию, к просторам океана, и ему были неприятны рейсы на Каспийском море. Он постоянно писал в Москву, в Министерство Морского Флота о том, что хотел бы работать на таких судах, которые ходят в Дальнее плавание.
13.10.2025 в 17:58
|