10.09.1902 Брюссель, Бельгия, Бельгия
Казалось бы, какое отношение мог иметь отъезд П. Реклю из Парижа к занятию кафедры географии в Брюсселе его знаменитым дядей. Отношение это, однако, оказалось весьма близким. Вольный университет обратился к автору "Универсальной географии" с предложением отсрочить свой приезд в столицу Бельгии. Де Греф, принимавший участие в переговорах с знаменитым географом, глубоко возмутился таким поведением. К нему примкнул ряд других преподавателей. Они решили выйти из состава университета и, пригласив Реклю в свою среду, положить начало новой высшей школы.
По бельгийскому закону высшая школа приобретает права университета только при наличии в ней 4-х факультетов. Люди, располагавшие самыми скромными средствами, должны были сразу открыть медицинскую и юридическую школу, естественный и филологический факультеты. Нашлись, разумеется, выдающиеся медики, в их числе королевский, предложившие не только взять на себя преподавание, но и предоставить в распоряжение "Нового университета" свои больницы. Трудность представило только получение трупов для анатомического театра.
Когда я впервые прибыл в Брюссель, преподавание шло с некоторой правильностью только на двух факультетах, — историческом и юридическом, да еще на организованной при обоих факультетах "Школе высших научных знаний" (Ecole des hautes etudes). Лекции в них читались по вечерам и посещаемы были студентами обоих университетов — "Вольного" и "Нового". Так как доступ был свободен, то на лекциях показывались и члены брюссельского общества — депутаты, профессора, литераторы, вплоть до участников рабочих синдикатов. Один из них составлял подробный отчет о моих чтениях и печатал его в газете "Народ". Предметом моего курса я избрал "Краткий очерк экономического развития Европы". Он вышел впоследствии на русском языке в библиотеке Павленкова, выдержал два издания и разошелся в общем количестве 7000 экземпляров. Отдельные части моего курса в более обработанном виде были напечатаны в парижском "Международном журнале социологии".
Я редко имел больший успех и никогда еще мои лекции не проникали в ту толщу народной жизни, какую представляют собою рабочие классы на западе и ищущая самообразования русская молодежь. Так как я одно время был занят обширным трактатом "Экономический рост Европы", то мои лекции заключали в себе как бы первый набросок задуманного мною большого труда. Чем я особенно дорожил, это — присутствием на моих лекциях обоих братьев Реклю, де Грефа, иногда Гектора Дени и всей плеяды молодежи ученых и преподавателей, принимавших участие в Новом университете. Тут было немало людей, имя которых теперь пользуется широкой известностью. Один издает международный трехмесячник, выходящий на трех языках и озаглавленный "Экономист"; другие вместе с Эдмондом Пикаром довели до конца обширное издание, озаглавленное: "Бельгийские пандекты"; третьи руководят теперь газетою "Народ", — главным органом рабочей партии в Бельгии. Монографические курсы, каков был прочитан и мною, если они не замыкаются в узкую сферу специальности, способны открыть лектору возможность сближения с очень широкими кругами.
05.09.2025 в 17:46
|