15.04.1873 Берлин, Германия, Германия
Запросы, близкие к тем, какие зарождались во мне под влиянием немецкой школы, разделяли и другие мои сверстники, в числе их профессор Янжул, весьма мало испытавший на себе влияние Маркса. Его первое сочинение "Об истории соляного налога в Англии" свидетельствует не только о большом знакомстве с источниками, приобретенном, благодаря упорной работе в библиотеке Британского музея, но также и о непрестанном желании ввести изучаемый им вопрос в общие рамки экономического развития Англии, противоположением в ней интересов отдельных классов и торжества того или другого из них. Близость его к катедр-социалистам и немецким историкам хозяйственной жизни и экономических доктрин еще определеннее выступает в другой его работе: "Протекционизм и свободная торговля" — этом очерк экономических доктрин Англии, начиная с XVI столетия и оканчивая XIX-ым. В этой книге проф. Янжул постоянно приводит в связь отдельные учения с современным строем хозяйственной жизни. Это позволяет ему смотреть на эти учения столько же, как на отражение фактов действительности, сколько как и на бродило, вызывающее к жизни новые запросы. Так, напр[имер], учение Додленорса о свободной торговле почти за столетие предупреждает наступление тех явлений быстрого роста промышленности и необходимости приобретения все новых и новых рынков, и которая определяет переход Англии от протекционизма к фритредерству.
Дальнейшие работы Янжула, его 2 тома о фабричном законодательстве разных стран уже могут быть прямо поставлены в параллель с деятельностью Брентано, в смысле подготовления общественного мнения Германии к принятию рабочих законов.
Участие Янжула в выработке и в проведении в жизнь норм защиты труда женщин и детей, длины рабочего дня, порядка расплаты с фабричными труженниками и т.д., и т.д. уже прямо напоминает по своим результатам влияние, оказанное кружком Социальной Реформы в Германии на решение рабочего вопроса. Как первый по времени старший фабричный инспектор Московского округа, Янжул своими годовыми отчетами создал тип систематического описания и критики действующих порядков нашей промышленной жизни и нашего промышленного законодательства, тип, которому следовали затем в течение некоторого времени, к сожалению, очень короткого, фабричные инспектора во всей империи.
Более молодое поколение русских экономистов в лице Туган-Барановского и Струве, уплатив дань увлечению историческим материализмом К. Маркса и немецкой социал-демократией, перешли одни к учениям психологической школы, с ее инициатором Бем-Баверком, или к доктринам английских классиков. Среди русских социал-демократов уцелело несколько теоретиков марксизма, но они в земельном вопросе приблизились к учениям народников-экономистов, идя по следам А.С. Посникова. Влияние катедр-социализма в России дает себя чувствовать ныне в меньшей степени в лагере экономистов. Иное дело, если говорить об историках и, в частности тех, которые склонны поднимать вопросы, связанные с ростом хозяйственной жизни. В этой сфере немецкая экономическая наука с ее тенденцией исторической проверки экономических теорем, находит еще немало последователей.
134 Янжул Иван Иванович (1846--1917) -- экономист и статистик; с 1876 г. -- профессор Московского университета; с 1895 г. -- академик; в 1882--1887 гг. -- инспектор Московского округа; сторонник "государственного социализма", который можно осуществить путем вмешательства государства в экономику через таможенную и налоговую политику; примыкал к сторонникам исторической школы в политэкономии; автор многочисленных работ и статей по вопросам политики, законодательства и народного хозяйства.
30.08.2025 в 22:36
|