25.04.1843 Париж, Франция, Франция
Во вторник обедали ее родственники и короткие знакомые: графиня Разумовская, Строгановы, Гудовичи, М. Я. Нарышкина. В середу мы и все это общество обедала у графини Разумовской. Мне особенно было приятно на вечере у графини Сиркур. Я познакомилась с г. Деларивом (De la Rive), известным ученым, занимающимся естественными науками, сделавшим важные открытие в физике; но в моих глазах выше его учености то, что он, имее, большое состояние, трудится единственно из любви к науке преподавал сам химию бедным ремесленникам. Вот высокое применение знание! Г. Деларив чрезвычайно приятен. Я давно не имела такого интересного, оживленного разговора какой мы с ним вели целый вечер. К величайшему моему сожалению, он на другой день должен был уехать в Англию. Есть люди, с которыми познакомишься в несколько часов короче нежели с другим в целый год, с которыми мысли быстро меняются, а речи так и льются. В этом-то и состоит симпатия. Я простилась с г. Деларивом с большим сожалением. Грустно было думать, что вероятно я его более не встречу в жизни. Он убедительно приглашал меня приехать в Женеву, где постоянно живет; но в мои планы не входило распространять путешествие и отдалять срок возвращения в Россию, который был уже назначен.
Впоследствии графиня Сиркур передала мне, что ей сказал обо мне Деларив. На другой день он принес мне книгу своего сочинение. Признаюсь, мне было это приятно.
Я познакомилась также с г-жею Свечиной, и если бы не была такою дикаркой и не чувствовала себя часто в таком настроении, при котором не должно выходить из своей комнаты, то часто ездила бы к Свечиной. Она замечательно умна. Давно уже оставила она Россию, поселилась в Париже, приняла католичество, окружила себя людьми замечательными, усердно занимается благотворительностью, никуда не выезжает, но каждый вечер приветливо принимает русских которых все-таки считает своими соотечественниками. Разговор ее чрезвычайно интересен. Грустно думать, что антирусское воспитание и ложное направление отняли у России и продолжают отнимать столько богато одаренных натур которые служили бы украшением отечеству и могли бы приносить ему величайшую пользу.
После Италии церкви Франции кажутся весьма некрасивыми. Мы, однако, посещаем их из любопытства. Храм St Sulpice, например, снаружи кажется величественным, но внутри поражает отсутствием всякого изящества. Нельзя и вообразить до какой степени плохи образа и как ужасно разрисованы стекла.
19.08.2025 в 17:43
|